АМС «Луна-17» (объект Е8) и «Луноход» (8ЕЛ) были созданы в НПО имени С.А. Лавочкина под руководством главного конструктора Г.Н. Бабакина. «Луна-17» стартовой массой 5700 кг состояла из корректирующе-тормозного модуля (КТМ) и самоходного аппарата с посадочной ступенью. КТМ предназначался для обеспечения перелета по трассе Земля-Луна, включая коррекции траектории, выход на орбиту Луны, формирование предпосадочной окололунной орбиты, сход с орбиты и посадку на лунную поверхность.
Посадочная ступень представляла собой платформу с четырьмя опорами и трапом для съезда лунохода на поверхность. Общая масса посадочной ступени с луноходом – 1900 кг. «Луноход-1» имел массу 756 кг и состоял из двух частей: колесного шасси и герметичного приборного контейнера, в котором размещалась служебная аппаратура. Верхняя часть контейнера служила радиатором-охладителем для сброса тепла. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой. Внутренняя поверхность крышки была покрыта фотоэлементами солнечной батареи. В течение лунного дня крышка находилась в откинутом положении, тем самым обеспечивался подзаряд аккумуляторной батареи самоходного аппарата. Общая длина «Лунохода-1» с открытой крышкой солнечной батареи составляла 4,42 метра, ширина – 2,15 метра, высота – 1,92 метра.
В передней части приборного отсека располагались две телевизионные камеры (одна из них – резервная), подвижная остронаправленная антенна (ОНА), предназначенная для передачи на Землю телеизображений лунной поверхности, малонаправленная антенна, обеспечивающая прием радиокоманд с Земли и передачу телеметрической информации, научные приборы, а также оптический уголковый отражатель. В состав телевизионного комплекса входили малокадровая телевизионная и фототелевизионная системы.
Приборный отсек был установлен на восьмиколесном шасси массой 105 кг, которое было создано во ВНИИ Трансмаш под руководством А.Л. Кемурджиана. Луноход имел восемь мотор-колес, каждое из которых являлось ведущим. Для разворота лунохода на месте каждая четверка колес либо вращалась в противоположном направлении, либо в одном, но с разной скоростью. Аппарат имел две скорости движения – 0,8 и 2,0 км/ч, мог двигаться вперед и назад. Диаметр колес по грунтозацепам составлял 51 см, ширина колеса – 20 см, ширина колеи – 1,6 метра.
Малоизвестный, но интересный факт. В 60-е годы в СССР активно велись работы по лунной пилотируемой программе Н1-Л3. На основе автоматического лунохода 8ЕЛ предполагалось создать транспортное средство для передвижения космонавта на Луне. В передней части лунохода должна была быть установлена площадка, на которую мог бы встать космонавт, и с помощью ручек управления он мог бы ездить по Луне, как на электрокаре. Но до этого дело так и не дошло, так как в 1974 г. программа Н1-Л3 была закрыта.
В 1968 г. для дистанционного управления луноходом в крымском научно-измерительном пункте НИП-10 (в/ч 14109; поселок Школьное) был введен в эксплуатацию комплекс «Сатурн-МЛ» с радиотелескопом ТНА-400 (диаметр антенны – 32 метра) и Пунктом управления луноходом (ПУЛ), в котором располагался экипаж лунохода из пяти человек. В состав экипажа входили командир, водитель, оператор остронаправленной антенны (ОНА), штурман и бортинженер. Экипаж лунохода, получая на Земле лунные телевизионные изображения и телеметрическую информацию, с помощью специального пульта управления выдавал команды луноходу для его движения.
В том же 1968 г. была отобрана группа в составе 11 офицеров, служивших на НИП-10 и НИП-16 (Евпатория). Из них сформировали два экипажа: командиры – Николай Еременко и Игорь Федоров, водители – Геннадий Латыпов и Вячеслав Довгань, операторы ОНА – Валерий Сапранов и Николай Козлитин, штурманы – Викентий Самаль и Константин Давидовский, бортинженеры – Леонид Масензов и Альберт Кожевников. Резервным водителем и оператором ОНА являлся Василий Чубукин. Для тренировок экипажей по вождению лунохода на НИП-10 был создан специальный лунодром размером 70х120 метров, имитирующий лунный рельеф. Там были вырыты кратеры и разбросаны камни разной величины. На этом лунодроме с сентября 1968 г. экипажи учились управлять луноходом с помощью его макета.
Наконец, все подготовительные работы были закончены, и 19 февраля 1969 г. был осуществлен запуск первого лунохода (8ЕЛ №201) с помощью РН «Протон-К» с разгонным блоком Д. Однако на 52 секунде полета ракеты разрушился головной обтекатель. Через секунду прогремел мощнейший взрыв, полностью уничтоживший и ракету, и АМС с луноходом. 10 ноября 1970 г. успешно стартовала АМС «Луна-17» со вторым луноходом (8ЕЛ №203). Вот он и стал «Луноходом-1». 15 ноября «Луна-17» вышла на орбиту искусственного спутника Луны, а 17 ноября станция успешно прилунилась в западной части Моря Дождей. После осмотра места посадки и развертывания трапа в 9:28 московского времени «Луноход-1» съехал по трапу на лунный грунт, и приступил к выполнению программы исследований Луны.
Работа экипажей велась в три смены круглосуточно в течение всего лунного дня (14,5 земных суток). Затем во время лунной ночи на такой же период луноход переводился в «спящий режим» и все работы прекращались. В это время на отдых отправлялись и экипажи. Затем все повторялось. Луноход проработал более 10 лунных суток – 301 земные сутки, в три раза дольше, чем планировалось. В общей сложности луноход прошел расстояние 10 540 метров, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80 000 квадратных метров. На Землю были переданы 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей лунного рельефа.
15 сентября 1971 г. температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября после лунной ночи аппарат на связь уже не вышел и 4 октября работы с ним были прекращены.
В РГАНТД хранится более 1600 фотодокументов: внешний вид и устройство АМС «Луна-17» и «Лунохода-1», экипажи «Лунохода-1» во время сеансов связи, испытания макета лунохода, а также снимки лунной поверхности, полученные Луноходом-1».
С.Х. Шамсутдинов
Галерея
«Луноход-1» в монтажно-испытательном корпусе на сборке. 1970 г. РГАНТД. Арх. № 0-60цв
1 /8
Рисунок лунохода. Общий вид. РГАНТД. Арх. № 4-115
2 /8
Макет лунохода на испытаниях. РГАНТД. Арх. № 1-2692цв
3 /8
Радиотелескоп ТНА-400. НИП-10. 1970 г. РГАНТД. Арх. № 0-616
4 /8
Экипаж «Лунохода-1» после сеанса радиосвязи с аппаратом. 1970 г. РГАНТД. Арх. № 0-620
5 /8
Снимок лунной поверхности, полученный с «Лунохода-1». 9.03.1971 г. РГАНТД. Арх. № 6-219
6 /8
30-летие запуска «Лунохода-1». Музей НПО имени С.А. Лавочкина. За пультом управления луноходом – Чубукин В.И. 17.11.2000 г. РГАНТД. Арх. № 0-15853цв
7 /8
30-летие запуска «Лунохода-1». Музей НПО имени С.А. Лавочкина. У макета лунохода (слева направо): Козлитин Н.Я., Чубукин В.И., Федоров И.Л., Самаль В.Г., Довгань В.Г., Давидовский К.К., Манилюк А.Н., Сапранов В.М. 17.11.2000 г. РГАНТД. Арх. № 0-15857цв