Первый полет вертолета Ка-10

Ка-10 – многофункциональный вертолет, созданный советскими инженерами под руководством Николая Камова. Он отличался своей компактностью и уникальной способностью приземляться на различные поверхности, включая землю, прицеп машины, палубу корабля и даже воду. Это значительно расширяло его возможности эксплуатации, особенно для морского флота.

Проект вертолета был реализован в рамках ОКБ-2, которое возглавлял Николай Камов. Для реализации проекта использовались производственные мощности и инфраструктура первого в стране завода, специализирующегося на вертолетостроении.

Особенностью вертолета было то, что он был разработан за несколько месяцев, на базе модели вертолета Ка-8. Такой подход позволил значительно сократить время создания техники.

В начале было построено четыре экземпляра – один предназначался для ресурсных испытаний, а остальные – для полетов. Первый полет Ка-10 состоялся 30 августа 1949 года, когда вертолет успешно совершил круг и приземлился.

После завершения обязательной программы проверочных полетов в 1950 году были проведены государственные испытания. В результате в 1951 году было принято решение о постройке десяти вертолетов Ка-10 для нужд ВМФ СССР. За достижения в создании вертолета все, кто участвовал в разработке, были награждены Сталинской премией.

Испытания вертолетов продолжались три месяца. За это время они совершили более 480 вылетов. В результате было дано заключение, что вертолеты Ка-10 достаточно просты в эксплуатации и могут успешно выполнять поставленные задачи. Командующие морской авиацией запросили еще 15 улучшенных моделей вертолета. В дальнейшем были разработаны следующие модификации Ка-10М с рядом изменений, которые повысили надежность и курсовую устойчивость вертолета.

Ка-10М принял участие в параде в честь Дня авиации в 1953 году, где он садился в кузов грузовика ЗИС во время торжественных мероприятий.

Однако история эксплуатации Ка-10 была недолгой. Так как было решено разработать для военно-морского флота его двухместный вариант Ка-15. Это было связано с необходимостью использования дополнительного оборудования и легкого вооружения. Таким образом, вместо Ка-10 был создан улучшенный двухместный вертолет Ка-15. А эти вертолеты использовались для обучения пилотов перед переходом на двухместный вариант.

Галерея

  • Вертолет Ка-10 на испытаниях. В.Б. Шавров. «История конструкций самолетов в СССР 1938–1950 гг.» С. 466 РГАНТД. СИФ № 3353
    Вертолет Ка-10 на испытаниях. В.Б. Шавров. «История конструкций самолетов в СССР 1938–1950 гг.» С. 466 РГАНТД. СИФ № 3353
    1 /3
  • Вертолет Ка-10. «Развитие авиационной науки и техники в СССР». С.123 РГАНТД. СИФ Арх. № 2507
    Вертолет Ка-10. «Развитие авиационной науки и техники в СССР». С.123 РГАНТД. СИФ Арх. № 2507
    2 /3
  • Вертолет Ка-10 и его схема. В.Б. Шавров. «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.» С. 467 РГАНТД. СИФ Арх. № 3353
    Вертолет Ка-10 и его схема. В.Б. Шавров. «История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.» С. 467 РГАНТД. СИФ Арх. № 3353
    3 /3
Поделиться: