В 1968–1969 гг. ОКБ М.Л. Миля вело разработку нового вертолета для вооруженных сил Советского Союза. Результатом многолетней работы стал опытный образец под наименованием «изделие 240», в будущем ставший легендарным вертолетом Ми-24.
Ми-24 был первым в Советском Союзе специализированным боевым вертолётом, а также первым в мире крупносерийным специализированным боевым вертолетом с убираемым шасси.
Заводские испытания вертолета начались 15 сентября 1969 года, а первый полет Ми-24 состоялся 19 сентября под руководством тест-пилота Германа Витальевича Алферова. Во время полета, вертолет Ми-24 проявил высокие характеристики маневренности и функциональности. Одной из главных особенностей этой модели стала инновационная конструкция, объединяющая возможности транспортного и боевого вертолета. Из-за того, что вертолет создавался в условиях холодной войны, Ми-24 был принят в серию до завершения всех необходимых испытаний, поэтому конструкторам приходилось вносить изменения в конструкцию вертолета в процессе эксплуатации.
Ми-24 являлся прорывом в авиационном дизайне, он стал первым вертолетом в мире, способным перевозить вооруженный десант внутри своего корпуса, что позволяло вести боевые действия прямо с борта вертолета. Кроме того, этот вертолет обладал мощным вооружением, включая пулеметы, управляемые ракеты и бомбы. Это позволяло ему одновременно выполнять различные задачи на поле боя – доставлять десант, эвакуировать раненых, поддерживать пехоту и самостоятельно атаковать наземные цели.
Серийно Ми-24 начал выпускаться в 1971 году, свое первое боевое крещение вертолеты получили в 1975 году во время гражданской войны в Анголе, а самый массовый боевой опыт применения вертолетов пришелся на период войны в Афганистане. Ми-24 применялись российскими войсками во время двух чеченских кампаний и во многих локальных и региональных конфликтах ХХ и ХХI века.
За свою высокую живучесть, хорошее бронирование и мощное вооружение советские летчики дали вертолету прозвище «Крокодил».
Ми-24 открыл новую главу в развитии вертолетной техники и стал отправной точкой для создания класса атакующих вертолетов. Начиная с 1969 года, Ми-24 был принят на вооружение советских ВВС и активно использовался в различных боевых операциях, демонстрируя свою надежность, эффективность и превосходство над другими вертолетами своего времени.
На сегодняшний день продолжается выпуск новых моделей «Крокодила» – Ми-35М и Ми-35П, которые являются глубоко модернизированными версиями Ми-24. Оснащенные современным вооружением, двигателем и электроникой, эти боевые машины стали еще более грозным оружием.
И.Н. Бандоля