Однако, на 291 секунде полета ракеты-носителя при отделении ее второй ступени произошла авария. Через четыре секунды после этого сработала система аварийного спасения, которая мгновенно отделила головной блок со спускаемым аппаратом корабля с космонавтами от падающей ракеты.
В результате этой аварийной ситуации космонавты В.Г. Лазарев и О.Г. Макаров совершили суборбитальный космический полет с высотой подъема над поверхностью Земли 192 км. Полет длился всего 21 минуту и 27 секунд.
В РГАНТД хранится запись радиопереговоров космонавтов во время этой аварийной ситуации (Арх. № 274-3-tr.1).
Василий Лазарев восклицает: «Авария», а Олег Макаров постоянно докладывает, что авария произошла «в районе 14:10». Он сообщал время – 14 часов 10 минут декретного московского времени. Затем бортинженер сказал: «В район Китая или океана [посадка]. Давно заграницей не были. Понял?». Командир печально ответил: «Понял».
Однако, Олег Макаров ошибся. Спускаемый аппарат корабля приземлился к юго-западу от города Горно-Алтайск в Восточно-Казахстанской области на заснеженный склон горы Теремок-3 на высоте 1200 метров. Внизу находился опасный обрыв. К счастью, спускаемый аппарат зацепился парашютом за кустарники и не скатился вниз по склону.
Вскоре спасатели обнаружили космонавтов, но сразу провести эвакуацию не смогли. Экипаж вынужден был провести ночевку на склоне горы у костра. Лишь утром 6 апреля космонавты были эвакуированы с места посадки на вертолете.
Корабль «Союз», стартовавший 5 апреля 1975 года, не получил официального названия и сейчас в различных публикациях обозначается, как «Союз-18-1» или «Союз-18А».
Об этом полете в центральных газетах Советского Союза появилась лишь краткая заметка с сообщением ТАСС (см. газета «Известия» от 7 апреля 1975 года).
В период с 1961 года по настоящее время в СССР/России были запущены 160 пилотируемых космических кораблей: шесть «Востоков», два «Восхода» и 152 «Союза» различных модификаций. При этом лишь в двух случаях произошли аварии ракет-носителей во время выведения кораблей на орбиту: первый – 5 апреля 1975 года, второй – 11 октября 2018 года во время запуска корабля «Союз МС-10» с экипажем в составе командира корабля Алексея Овчинина и бортинженера астронавта NASA Ника Хейга.
В обоих случаях система аварийного спасения сработала безупречно и сохранила жизнь космонавтам.
С.Х. Шамсутдинов