«Союз-23» – и в космосе, и в воде

6 июля 1976 г. на корабле «Союз-21» к станции «Салют-5» отправился первый экипаж в составе Б.В. Волынова и В.М. Жолобова. Их дублерами являлись В.Д. Зудов и В.И. Рождественский.

Первая экспедиция должна была отработать на борту станции два месяца. Однако этот полет был завершен досрочно из-за плохого самочувствия космонавтов, которые жаловались на посторонние запахи.

В начале сентября 1976 г. В.Д. Зудов и В.И. Рождественский начали готовиться к полету уже как основной экипаж. Они оба были из одного набора — поступили в отряд космонавтов ЦПК в 1965 г. Оба были новичками — для них это должен был быть первый космический полет. Оба были подполковниками. Но Зудов был военным летчиком, а вот Рождественский в то время был единственным военнослужащим в отряде космонавтов, пришедшим из Военно-морского флота. Более того, он был не просто моряком, он был военным водолазом.

Программа второй экспедиции на «Салют-5» была рассчитана на две недели. Основная задача — обследование орбитальной станции. После стыковки космонавты должны были надеть противогазы и только после этого, открыв внутренний люк, перейти на борт станции. Используя различные газоанализаторы, им необходимо было проверить газовый состав атмосферы орбитальной станции.

Кроме того, экипаж должен был провести важный эксперимент. Необходимо было вручную, открыв специальный клапан, постепенно выпустить воздух со станции в космос, а затем с помощью бортовой системы наддува вновь восстановить атмосферу станции. В оставшееся время космонавты должны были заниматься фотосъемкой в интересах министерства обороны и народного хозяйства страны.

14 октября 1976 г. в 20:39 по московскому времени экипаж в составе командира В.Д. Зудова и бортинженера В.И. Рождественского на корабле «Союз-23» успешно стартовал с космодрома Байконур. Позывной экипажа — «Радоны». Через сутки по плану началось сближение корабля со станцией «Салют-5». И вот с этого момента все пошло не так. Удача как будто отвернулась от экипажа «Союза-23». Еще на участке дальнего сближения радиотехническая система стыковки «Игла» на корабле начала сбоить. Двигатели причаливания и ориентации периодически включались, пытаясь погасить мнимые отклонения «Союза» от требуемой траектории и при этом вырабатывали бортовой запас топлива.

Космонавты не сразу заметили отклонения в работе системы «Игла», но вовремя вмешалась наземная группа управления полетом в ЦУПе. По командам с Земли процесс сближения с орбитальной станцией был остановлен. К этому моменту топлива на корабле осталось только на спуск на Землю. Экипажу была выдана команда готовиться к возвращению. Решено было провести посадку корабля в конце вторых суток полета в ночных условиях, так как ресурс регенерационных патронов, вырабатывавших кислород, подходил к концу.

Следует отметить, что в тот год зима рано пришла в Казахстан. В районе предполагаемой посадки «Союза-23» лежал снег, температура воздуха — 20 градусов мороза, порывистый ветер, метель, местами переходящая в снежный буран.

В расчетное время включилась тормозная двигательная установка и корабль пошел на спуск. В 20:45 по московскому времени 16 октября «Союз-23» совершил посадку в 140 км юго-восточнее города Аркалык. По местному времени было уже около полуночи. Ситуация осложнилась тем, что корабль произвел посадку с перелетом от расчетной точки на 120 километров. По радиопеленгации было установлено, что «Союз-23» не приземлился, а приводнился на поверхность озера Тенгиз в двух километрах от берега.

В истории советской/российской космонавтики это единственный случай приводнения корабля с космонавтами на борту. По иронии судьбы, корабль в экипаже которого находился единственный в отряде космонавт-водолаз, угодил именно в озеро. Кстати, горько-соленое озеро Тенгиз довольно большое — площадью более 1300 квадратных километров. Имеет максимальную глубину почти 8 метров.

Получив информацию с координатами места посадки «Союза-23», вертолеты поисково-спасательной службы (ПСС) устремились туда. Спасатели установили радиосвязь с космонавтами и сообщили им, что корабль приводнился на озеро Тенгиз. По инструкции Зудов и Рождественский в тесном спускаемом аппарате по очереди сняли свои скафандры, облачились в специальные гидрокостюмы «Форель» и стали ждать подхода поисковиков.

Подлетевшие вскоре вертолеты ПСС в темноте и при снежном буране не сразу обнаружили спускаемый аппарат. Тем временем, ситуация все более усугублялась. Соленая вода попала на барометрический блок, замкнула контакты реле и сработала запасная парашютная система. Вывалившийся парашют, как якорь потянул аппарат вниз и резко увеличил крен корабля. Люк спускаемого аппарата на две трети оказался в воде. Открывать его было нельзя, так как мощному потоку хлынувшей холодной воды космонавты противостоять не смогли бы и просто утонули.

Но на этом испытания, выпавшие на долю Зудова и Рождественского, не закончились. Из-за увеличившегося крена корабля, отверстия дыхательной вентиляции оказались под водой и прекратилась подача забортного воздуха. Система регенерации в корабле выработала свой ресурс и почти не давала кислорода. Через два часа после срабатывания запасного парашюта у экипажа появились первые признаки кислородного голодания. Периодически выходившие на связь Зудов и Рождественский тяжело дышали и хрипели.

К утру к месту посадки «Союза-23» прилетел один из опытнейших вертолетчиков-спасателей подполковник Николай Кондратьев — начальник Карагандинского спасательного комплекса. На вертолете Ми-8 он с группой спасателей направился к месту нахождения корабля. Осмотрев положение спускаемого аппарата на воде, спасатели пришли к мнению, что эвакуировать экипаж можно только вместе с кораблем, буксируя его волоком к берегу. Эту сложную и довольно опасную операцию, не имея методики ее выполнения, Н. Кондратьев выполнил блестяще и тем самым спас космонавтов от неминуемой гибели. В.Д. Зудов и В.И. Рождественский пробыли в холодном и удушающем спускаемом аппарате почти полсуток — более 11 часов.

Один из участников той спасательной операции, сотрудник ЦПК имени Ю.А. Гагарина И.В. Давыдов в своей книге «Триумф и трагедия советской космонавтики» рассказывает:

«И вот спускаемый аппарат на суше. Из люка появилось измученное бледное лицо Вячеслава Зудова. Он улыбается. Его спускают на Землю, и следом вытаскивают Рождественского. Видок у него тоже не ахти. Валерий бледен, как снег, под глазами черные круги. Удушье и углекислый газ сделали свое. У обоих от холода озноб, стучат зубы. Медики укладывают их на носилки, снимают гидрокостюмы, одевают в летное зимнее обмундирование и унты, не позволяют подниматься. Подбегает Альберт Пушкарев — фоторепортер ТАСС.

 Неужели они в историю войдут лежащими и дрожащими?! — возмущенно кричит мне в лицо Пушкарев.

 Иосиф, подними их и поставь к аппарату. Пусть они будут космонавтами, а не дохляками.

Поднимаю Славу и Валерия и веду к кораблю. Предлог простой: они должны передать мне борт-документацию. Космонавты становятся у аппарата. Достаю документы, и в это время — вспышка фотоаппарата. Это Пушкарев фиксирует счастливый финал драматического полета».

В архиве РГАНТД на хранении находятся более 300 фотодокументов, на которых экипаж «Союза-23» запечатлен во время подготовки в ЦПК имени Ю.А. Гагарина, на космодроме Байконур и на месте посадки корабля на озере Тенгиз.

Галерея

  • В.Д. Зудов и В.И. Рождественский около тренажера корабля «Союз» в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. РГАНТД. Арх. № 0-8931
    В.Д. Зудов и В.И. Рождественский около тренажера корабля «Союз» в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. РГАНТД. Арх. № 0-8931
    1 /7
  • В.Д. Зудов и В.И. Рождественский на подготовке в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. РГАНТД. Арх. № 0-8936
    В.Д. Зудов и В.И. Рождественский на подготовке в ЦПК им. Ю.А. Гагарина. РГАНТД. Арх. № 0-8936
    2 /7
  • Эвакуация спускаемого аппарата «Союза-23». РГАНТД. Арх. № 0-8955
    Эвакуация спускаемого аппарата «Союза-23». РГАНТД. Арх. № 0-8955
    3 /7
  • Буксировка спускаемого аппарата «Союза-23». РГАНТД. Арх. № 0-14150
    Буксировка спускаемого аппарата «Союза-23». РГАНТД. Арх. № 0-14150
    4 /7
  • Спускаемый аппарат «Союза-23» на берегу озера Тенгиз. РГАНТД. Арх. № 0-8950
    Спускаемый аппарат «Союза-23» на берегу озера Тенгиз. РГАНТД. Арх. № 0-8950
    5 /7
  • В.Д. Зудов и В.И. Рождественский на месте посадки «Союза-23»; из люка выглядывает И.В. Давыдов. РГАНТД. Арх. № 0-8953
    В.Д. Зудов и В.И. Рождественский на месте посадки «Союза-23»; из люка выглядывает И.В. Давыдов. РГАНТД. Арх. № 0-8953
    6 /7
  • В.Д. Зудов и В.И. Рождественский на борту вертолета. РГАНТД. Арх. № 0-8957
    В.Д. Зудов и В.И. Рождественский на борту вертолета. РГАНТД. Арх. № 0-8957
    7 /7
Поделиться: