В РГАНТД хранятся документы предприятия, фонд «Государственное предприятие Проектно-конструкторское бюро вагонного хозяйства (ГП ПКБ ЦВ МПС России) Министерства путей сообщения РФ» - 137 ед. хр. за 1952–2000 гг. конструкторской, технологической и управленческой документации.
Из этих материалов хотим обратить отдельное внимание на комплект конструкторских документов «Секция для перевозки животных цирка. Рабочий проект». В этом проекте представлена секция, состоящая из пяти вагонов. Каждый из них предназначен и специально оборудован для определенных животных, которых часто использовали дрессировщики в цирковых представлениях в СССР и которым из-за их размеров или биологических особенностей не подходили обычные вагоны для домашних животных. В секцию входили вагоны для морских львов (с возможностью размещения там же гепардов; в вагоне имелись не только клетки, но и бак с водой, в котором могли плавать морские львы), для пони и зебр, для слонов (в этом вагоне можно было также везти клетки с птицами); служебный вагон для обслуживающего персонала с двумя купе на 4 и 2 человек, в котором предусмотрена перевозка в отдельных помещениях шимпанзе и кенгуру.
Все вагоны были снабжены электропечами для отопления. Клетки и стойла должны были монтироваться таким образом, чтобы обеспечить удобство погрузки и выгрузки животных и ухода за ними, а также круглосуточную безопасность животных и людей во время поездки. В вагоне для слонов были установлены кронштейны с кольцами для крепления их ног. В каждом вагоне имелось небольшое помещение для отдыха персонала, сопровождающего животных. В секцию также входил обслуживающий ее вагон дизель-электростанция.
Секция была сконструирована на базе 5-вагонного рефрижераторного поезда. Она могла эксплуатироваться в составе грузовых поездов по всей сети железных дорог СССР.
Документы выполнены на кальке и включают технические условия, спецификации на секцию, сборочные чертежи, электрическую принципиальную схему энергоснабжения, технические условия.
В деле содержатся исчерпывающе полные технические требования, впервые разработанные на такую узкоспециализированную секцию, правила приемки и методы контроля, требования безопасности, указания по эксплуатации, гарантии изготовителя, план формирования секции.
Эти документы будут интересны тем, кто занимается историей отечественного железнодорожного транспорта, а также историей цирка.
И.Л. Макаревич