«Венера-13» – первая цветная фотопанорама из ада

Венера – ближайшая к Земле планета. Они похожи по размеру, но условия на этих двух планетах разнятся кардинально. Атмосфера Венеры очень плотная, состоит, главным образом, из углекислого газа. Ее поверхность всегда закрыта густыми облаками, содержащими серную кислоту. Кто-то однажды сказал, что Венера – это ад во Вселенной. 

В Советском Союзе изучение Венеры с помощью автоматических аппаратов началось еще в 1961 году при С.П. Королеве. Тогда ученые предполагали, что на поверхности планеты давление составляет 10-20 атмосфер, а температура доходит до сотни градусов по Цельсию. Но первые же полеты АМС показали, что это не так. На самом деле, все было гораздо хуже. Первые «Венеры», образно говоря, жарились и плющились еще в атмосфере и никак не могли достичь поверхности адской планеты. Конструкторы постоянно работали над усовершенствованием спускаемых аппаратов венерианских станций. И вот, наконец, в 1970 г. «Венера-7» первой совершила мягкую посадку на поверхность планеты. Теперь можно было переходить к более сложным задачам: фотографированию и забору проб грунта. На решение этой задачи ушло еще более 10 лет. 30 октября 1981 г. с помощью РН «Протон-К» с разгонным блоком ДМ была запущена АМС «Венера-13». Через пять дней, 4 ноября к утренней планете устремилась станция-близнец «Венера-14». Оба аппарата имели массу почти 4400 кг. Запуск двух одинаковых аппаратов был осуществлен не только для повышения общей надежности выполнения целевой задачи, но и для исследования поверхности Венеры в двух различных районах планеты. 

В состав научной аппаратуры станций входили: акселерометр Бизон-М, термометр, барометр, спектрометр, ультрафиолетовый фотометр, масс-спектрометр, детектор окислительно-восстановительных реакций, две цветные телефотометрические камеры, газовый хроматограф, оптический спектрофотометр, нефелометр, гидрометр, рентгеновский флуоресцентный спектрометр и радиосейсмограф «Гроза-2». 

Через четыре месяца полета «Венера-13» достигла планеты. 27 февраля 1982 года, за двое суток до подлета к Венере произошло отделение спускаемого аппарата (СА) массой 1643 кг. А орбитальный аппарат «Венеры-13» продолжил полет по гелиоцентрической орбите, т.е. стал искусственным спутником Солнца. 

1 марта СА штатно прошел все этапы снижения в атмосфере Венеры: аэродинамическое торможение, спуск на парашюте и, наконец, спуск посадочного аппарата (ПА) массой 750 кг на тормозном щитке. Спустя 62 минуты после входа СА в атмосферу посадочный аппарат совершил мягкую посадку в равнинной местности к востоку от области Феба. Температура окружающей среды в этом месте составила 462 градуса по Цельсию, а давление – 88 атмосфер. Первые четыре минуты передавалась информация с научных приборов, а затем началась передача панорамы поверхности Венеры, которая длилась 127 минут. Следует отметить, что расчетное время работы аппарата составляло всего 32 минуты. Было сделано 14 цветных и 8 черно-белых снимков поверхности планеты. 

Затем с помощью грунтозаборного устройства были взяты образцы грунта и помещены для исследования в специальную камеру внутри аппарата. Химический состав образцов грунта исследовался рентгеновским флуоресцентным спектрометром. Всего было получено 40 спектров и установлено количество основных элементов в пробе. Как оказалось, порода в месте посадки представляла собой щелочной базальт – это магматическая вулканическая горная порода. 

5 марта посадочный аппарат «Венеры-14» совершил посадку примерно в 1000 км от «Венеры-13». С него также были получены цветные и черно-белые снимки поверхности планеты. Температура там была 466 градусов по Цельсию, давление – 95 атмосфер. Аппарат смог проработать 57 минут. 

Это достижение советских ученых и конструкторов до сих пор никто не смог превзойти. С тех пор ни один космический аппарат не совершал посадку на Венеру. В РГАНТД хранится более 30 фотодокументов: летное изделие посадочного аппарата АМС «Венера-13», схема спуска АМС «Венера-13», черно-белые и цветные фотопанорамы поверхности планеты, а также изображения знака и вымпела, установленных на АМС «Венера-13». Автор текста – С.Х. Шамсутдинов

Галерея

  • Летное изделие посадочного аппарата АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20533
    Летное изделие посадочного аппарата АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20533
    1/6
  • Схема спуска АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20535
    Схема спуска АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20535
    2/6
  • Центр управления полетом АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20538
    Центр управления полетом АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20538
    3/6
  • Фотопанорама, снятая АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20541
    Фотопанорама, снятая АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20541
    4/6
  • Вымпел, установленный на борту АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20545
    Вымпел, установленный на борту АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20545
    5/6
  • Знак, установленный на борту АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20547
    Знак, установленный на борту АМС «Венера-13». РГАНТД. Арх. № 1-20547
    6/6
Поделиться: