«Появление в гражданской авиации такого большегрузного универсального транспортного самолета было вполне закономерным…И в то же время поражали воображение его комфортность для экипажа, возможность взятия на борт практически всевозможной загрузки, возможность использования для взлетов и посадки грунтовых и заснеженных аэродромов относительно ограниченных размеров…» (из выступления бывшего командира отряда самолетов Ил-76 Центрального управления международных воздушных сообщений гражданской авиации Г.П. Александрова. Справочно-информационный фонд РГАНТД).
В июне 1966 года Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ С.В. Ильюшина провести исследовательские работы по созданию военно-транспортного самолета для транспортировки техники и грузов различного назначения, в том числе перемещения солдат с личным оружием или десантной группы, в труднодоступные места, с возможностью эксплуатации на бетонированных и грунтовых аэродромах. Через полтора года Совет министров СССР принял решение заменить находящийся на вооружении страны военно-транспортный самолет Ан-12 новым Ил-76 с четырьмя турбореактивными двигателями. В мае 1969 года макетной комиссией рассматривался деревянный макет нового самолета в натуральную величину с установленными агрегатами и приборами. Материалы комиссии утвердили в ноябре 1969 года.
В 1970 году С.В. Ильюшин отходит от дел по состоянию здоровья, на место Генерального конструктора ОКБ Московского машиностроительного завода «Стрела» назначают Г.В. Новожилова. Тогда же принимается решение о создании модификаций Ил-76: 76М (увеличенной грузоподъемности) и Ил-76Т (его транспортной версии).
Первый полет первого опытного военно-транспортного самолета Ил-76 состоялся 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома имени М.В. Фрунзе в Москве. Ведущим инженером по летным испытаниям был назначен М.М. Киселев, командир экипажа – Э.И. Кузнецов, второй пилот – Г.Н. Волохов, штурман – И.Н. Якимец, бортрадист – И.С. Кондауров, а в июне 1971 года самолет был представлен на Международном авиасалоне в Ле Бурже.
До 1973 года продолжались испытания самолета, в том числе по парашютной высадке груза различной массы, десантирования полного количества десантников и др. Государственные испытания машины начались в декабре 1973 года, успешно завершились 15 декабря 1974 года. Во время испытаний всего было выполнено 964 полета с налетом 1676 часов (на четырех самолетах).
В начале 1975 года Г.В. Новожилов информирует первого заместителя министра гражданской авиации А.И. Назарова и заместителя министра авиационной промышленности М.С. Михайлова о возможности установления самолетом Ил-76 ряда мировых рекордов, просит обеспечить возможность проведения необходимых тренировок. Уже в апреле этого же года самолет устанавливает мировой рекорд высотного дневного группового прыжка парашютистов, покинувших салон на высоте 15300 м и раскрывших парашюты на высоте 800 м, в июле – мировой рекорд скорости полета с грузом, высоты полета с грузом, скорости полета по замкнутому маршруту 1000 км, 5000 км.
18 июня 1975 года Ил-76 перелетел по чкаловскому маршруту Москва-Северный полюс-Сиэтл за 10 часов 54 минуты. Этот перелет всему миру продемонстрировал мастерство летчиков гражданской авиации и огромные возможности советской авиационной техники.
21 апреля 1976 года вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о принятии на вооружение военно-транспортного самолета Ил-76 с двигателями Д-30КП. В декабре 1976 года первый самолет Ил-76 поступил в Тюменское управление Министерства гражданской авиации.
Существует множество модификаций самолета Ил-76: с оборудованной второй палубой для перевозки ста дополнительных бойцов, Ил-76ПС для поиска и спасения экипажей самолетов и кораблей, потерпевших крушение на морях и океанах, Ил-76К для подготовки космонавтов в условиях невесомости, Ил-76МД («Скальпель») как операционно-реанимационная лаборатория и др.
22 апреля 1977 года за создание и испытание военно-транспортного самолета Ил-76 авиаконструкторам Р.П. Папковскому, Г. Г. Муравьеву, летчику-испытателю СССР Э.И. Кузнецову, заместителю Главного конструктора, начальнику летно-доводочного комплекса, А.В. Шапошникову была присуждена Ленинская премия.
«Летные и тактико-технические данные самолета Ил-76 позволили решать практически весь комплекс разнообразных и сложных задач… Самолет Ил-76 с точки зрения руководства и всего личного состава военно-транспортной авиации навсегда останется в истории ОКБ и завода золотой страницей» (из выступления представителя военно-транспортной авиации В.Ф. Денисова. Справочно-информационный фонд РГАНТД).
На хранении в Российском государственном архиве научно-технической документации имеются многочисленные фотодокументы из Летающей лаборатории Ил-76 во время тренировок экипажей космических кораблей при подготовке к полетам. В фонде Российского государственного научно-исследовательского института -Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина представлена «Программа испытаний топливного тракта двигательных установок многоразового действия и исследование происходящих в них термогидродинамических процессов в условиях невесомости по ЛЛ Ил-76К».
В личном фонде В.М. Карпия, журналиста в области авиации, хранятся его очерки, заметки, публикации на тему развития советской авиации, в том числе «Путешествие на шестой континент», путевые заметки о собственном участии в составе воздушной экспедиции первого технического рейса самолета Ил-76ТД в Антарктику, статья о первой в мире посадке тяжелого транспортного самолета Ил-76ТД с колесным шасси на снежно-ледовые аэродромы станций Молодежная и Новолазаревская, документы по организации и подготовке экипажа 64-го лётного отряда ЦУ МВС к рейсу на самолете Ил-76ТД в Антарктиду (план мероприятий, справка о состоянии подготовки и др. Репортаж с монологами четырех участников уникального перелета «Под крылом ИЛ-76ТД – Африка», очерки «Сумерки над станцией Молодежная», «Встреча в Антарктиде». Подготовительные материалы о самолетах Ил-76ТД, Ил-86, Ил-96М, Ил-103, Ил-108, Ил-114 и др.
В публикации были использованы материалы из источников, находящихся на хранении в архиве, книг Пономарева А.Н. «Конструктор С.В. Ильюшин» (М.: Воениздат, 1998), Таликова Н.Д. «Полвека - первый» (М.: АВИКО ПРЕСС, 1999), справочно-информационный фонд РГАНТД.
Галерея
Письмо Новожилова Г.В. заместителю Министра авиационной промышленности Михайлову М.С. с просьбой разрешить выполнение ускоренных полетов для установления мировых рекордов в июле 1975 г. Машинопись на бланке предприятия п/я Р-6327, 30.06.1975 г. РГАНТД. Ф.
1/5
Письмо Новожилова Г.В. заместителю Министра авиационной промышленности Михайлову М.С. с просьбой разрешить выполнение ускоренных полетов для установления мировых рекордов в июле 1975 г. Машинопись на бланке предприятия п/я Р-6327, 30.06.1975 г. РГАНТД. Ф.
2/5
Письмо Новожилова Г.В. заместителю Министра авиационной промышленности Михайлову М.С. с просьбой разрешить выполнение ускоренных полетов для установления мировых рекордов в июле 1975 г. Машинопись на бланке предприятия п/я Р-6327, 30.06.1975 г. РГАНТД. Ф.
3/5
Предполетная тренировка на невесомость в летающей лаборатории «ИЛ-76» индийских космонавтов. На снимке: Мальхотра Р. с инструкторами, 1983 г. РГАНТД. Арх.№ 1-1762цв
4/5
Новожилов Г.В. выступает на торжественном собрании в Центральном доме Российской армии, 1998. РГАНТД. Арх.№ 0-13797цв.