«Я считаю своим призванием – летать»: к 125-летию знаменитого летчика Михаила Громова

Михаил Михайлович Громов родился 24 февраля 1899 г. (по старому стилю — 12 февраля) в Твери, в семье военного врача.

В 1918 году он закончил авиационные теоретические курсы проф. Н.Е. Жуковского при Императорском высшем техническом училище (в наст. время — МГТУ имени Н.Э. Баумана), на базе которых был образован Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В училище он окончательно определился с выбором профессии летчика. И на этот выбор, конечно, повлияло веяние времени: «Я стал летчиком в те годы, когда авиацию называли чудом XX века. Преувеличения в этом не было, ибо выход аэронавтов в воздушный океан был таким же исключительным событием в истории человечества, как ныне выход космонавтов в безбрежный океан Вселенной. Многое в этой сфере человеческой деятельности было неизведанно, неясно и даже загадочно <...>». (РГАНТД. Ф. 31. Оп. 6. Д. 774. Л. 1).

Получив серьезную теоретическую подготовку, М.М. Громов, как и все курсанты, обучался летному искусству в Центральной московской школе авиации. В Русской императорской армии он окончил курсы телеграфистов. Во время обучения Михаил Михайлович активно занимался авиамодельным спортом, а еще стал рекордсменом Москвы по тяжелой атлетике.

В послереволюционный период он вступил в ряды Красной Армии, участвовал в Гражданской войне, был летчиком-инструктором в московской летной школе, служил летчиком в разведывательном авиаотряде на Восточном фронте и в Приуральском секторе войск внутренней охраны, с 1922 по 1924 г. руководил отделением боевого применения 1-й Высшей авиационной школы в Москве. На службе Михаил Михайлович не оставлял свои спортивные увлечения: был одним из первых спортсменов-тяжелоатлетов, в 1923 г. завоевал титул чемпиона СССР по тяжелой атлетике.

До 1930 г. М.М. Громов работал летчиком-испытателем на Научно-опытном аэродроме ВВС в Москве (в наст. время — Государственный летно-испытательный центр Минобороны России имени В.П. Чкалова). Он первым совершил полеты на самолетах У-2, И-4, И-3, И-4бис, АНТ-9, Р-6 и других, провел их заводские и государственные испытания.

В этот период М.М. Громов совместно с бортмеханиками Е.В. Родзевичем и В.П. Русаковым осуществил перелеты на самолетах по дальним маршрутам: Р-1 — «Москва—Пекин—Токио» (1925 г.); АНТ-3 «Пролетарий» (1926 г.) — «Москва—Кенигсберг—Берлин—Париж—Рим—Вена—Прага—Варшава—Москва»; АНТ-9 (1929 г.) «Крылья Советов» — «Москва—Берлин—Париж—Рим—Марсель—Невер—Лондон—Париж—Берлин—Варшава—Москва». В 1927 г. он первым в стране выполнил вынужденный прыжок с парашютом из аварийного самолета И-1, вошедшего в плоский «штопор».

С 1930 г. профессиональная деятельность Михаила Михайловича была связана с ЦАГИ. На постах летчика-испытателя и командира авиаотряда он занимался испытаниями разных типов самолетов, в числе которых Р-7, И-8, ТБ-3, АНТ-14, ТБ-4, АНТ-25, АНТ-20 «Максим Горький», АНТ-35, Пе-8, БОК-15.

В 1934 г. М.М. Громов совместно со вторым пилотом А.И. Филиным и штурманом И.Т. Спириным за 75 часов совершил рекордный по дальности и продолжительности испытательный полет на самолете АНТ-25 по замкнутому маршруту «Москва—Рязань—Харьков—Москва». За этот полет он получил «Золотую Звезду» Героя Советского Союза.

В 1937 г. Громову было присвоено ученое звание профессора по специальности «Техническая эксплуатация самолетов и моторов». В этом же году он совершил знаменитый сверхдальний беспосадочный полет на самолете АНТ-25 вместе со вторым пилотом А.Б. Юмашевым и штурманом С.А. Данилиным из Москвы через Северный полюс в Америку (штат Калифорния), установив три мировых авиационных рекорда дальности полета.

С начала 1940-х гг. М.М. Громов работал начальником Научно-технической группы Наркомавиапрома СССР и первым руководителем Летно-исследовательского института (ЛИИ).

В годы Великой Отечественной войны Михаил Михайлович находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения самолетов (август — декабрь 1941 г.). Он командовал 31-й смешанной авиационной дивизией, ВВС, 3-й и 1-й воздушными армиями Калининского и Западного фронтов. Соединения под его руководством участвовали в оборонительных операциях.

С 1944 и до конца 1940-х гг. М.М. Громов работал начальником Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС, был заместителем командующего Дальней авиацией. В эти годы ему удалось создать еще одно детище — открыть первые курсы летчиков-испытателей. До середины 1950-х гг. он возглавлял управление (с 1954 г. — отдел) летной службы при Минавиапроме СССР. В этот период его военная служба завершилась в звании генерал-полковника авиации.

С 1959 по 1963 г. М.М. Громов был председателем Федерации тяжелой атлетики СССР. Он руководил подготовкой выступления сборной команды по тяжелой атлетике нашей страны на XVII летних Олимпийских играх в Риме в 1960 г., где было завоевано большое количество золотых медалей.

Михаил Михайлович увлекался конным спортом, участвовал в рысистых бегах на Центральном Московском ипподроме, разрабатывал методы тренировки лошадей. Кроме спортивных интересов, он активно занимался общественной деятельностью, серьезно изучал философию и психологию, писал книги. В числе его авторских работ — «Тому, кто хочет летать и работать лучше», «Через всю жизнь», «О летной профессии», «На земле и в небе».

22 января 1985 г. М.М. Громов ушел из жизни после тяжелой продолжительной болезни.

Его профессиональная деятельность отмечена множеством государственных наград и наград зарубежных стран. Он удостоился званий «Заслуженный летчик СССР» (1925 г.), «Заслуженный мастер спорта СССР» (1969). Среди его военных наград — орден Отечественной войны I степени (1942 г.).

Именем М.М. Громова назван ЛИИ, учреждена медаль и премия. В память о нем установлены бюсты и мемориальные доски на зданиях, названы площадь в Жуковском и улицы, где он жил и работал.

В РГАНТД хранится комплекс документов, рассказывающих о знаменитом летчике-испытателе, пионере воздушного флота нашей страны и его деятельности.

В фотодокументах зафиксированы фрагменты встреч М.М. Громова с членами космических экипажей в ЦПК имени Ю.А. Гагарина (Звездный городок), во время спортивных занятий, юбилейных и правительственных мероприятий, в кругу коллег и друзей.

В личных фондах Н.А. Варварова (Ф. 31), Я.К. Голованова (Ф. 211), В.М. Карпия (Ф. 356), А.П. Красильщикова (Ф. 348), М.А. Первова (Ф. 327), Е.И. Рябчикова (Ф. 380) представлены рукописи и отдельные главы книг М.М. Громова, его заметки об искусстве и публикации в газетах, записи интервью и беседы с ним, воспоминания коллег, материалы о полетах, фотоснимки карт маршрутов перелетов, с членами экипажей.

Е.Н. Аксенова

Галерея

  • М.М. Громов. 1937 г. РГАНТД. Ф. 380. Оп. 2. Д. 18. Л. 1
    М.М. Громов. 1937 г. РГАНТД. Ф. 380. Оп. 2. Д. 18. Л. 1
    1 /5
  • М.М. Громов и Б.И. Россинский. 1938 г. РГАНТД. Ф. 356. Оп. 1.
    М.М. Громов и Б.И. Россинский. 1938 г. РГАНТД. Ф. 356. Оп. 1.
    2 /5
  • Чемпион СССР в тяжелом весе (1923 г.), председатель Федерации тяжелой атлетики СССР (1959–1963 гг.), Герой Советского Союза, легендарный летчик М.М. Громов во время выполнения упражнений с гирей. 1960-е. РГАНТД. Ф. 308. Оп. 2. Д. 268
    Чемпион СССР в тяжелом весе (1923 г.), председатель Федерации тяжелой атлетики СССР (1959–1963 гг.), Герой Советского Союза, легендарный летчик М.М. Громов во время выполнения упражнений с гирей. 1960-е. РГАНТД. Ф. 308. Оп. 2. Д. 268
    3 /5
  • М.М. Громов. 24 февраля 1979 г. РГАНТД. Ф. 31. Оп. 12. Д. 66. Л. 1
    М.М. Громов. 24 февраля 1979 г. РГАНТД. Ф. 31. Оп. 12. Д. 66. Л. 1
    4 /5
  • Летчики М.М. Громов (2-й слева) и Г.Ф. Байдуков во время встречи с космонавтами Л.Д. Кизимом, В.А. Соловьевым, П. Бодри, Г.Т. Береговым. Звездный городок, 1982 г. РГАНТД. Арх. № 0-2692 цв.
    Летчики М.М. Громов (2-й слева) и Г.Ф. Байдуков во время встречи с космонавтами Л.Д. Кизимом, В.А. Соловьевым, П. Бодри, Г.Т. Береговым. Звездный городок, 1982 г. РГАНТД. Арх. № 0-2692 цв.
    5 /5
Поделиться: