«Инженер в космосе и на Земле (к 85-летию Елисеева Алексея Станиславовича)»

«Каждая страна идёт в космос своей
звёздной тропинкой. Эти тропинки сольются
в будущем в общую дорогу всего человечества
в космические глубины».
Из выступления А.С. Елисеева на XVI съезде ВЛКСМ 28 мая 1970 г.)

 
 

Елисеев А.С.

13 июля 2019 г. исполняется 85 лет Алексею Станиславовичу Елисееву – лётчику-космонавту СССР, дважды Герою Советского Союза, лауреату Государственной премии СССР, доктору технических наук, заслуженному мастеру спорта СССР.


На хранении в РГАНТД находятся архивные документы, относящиеся к жизни и деятельности А.С. Елисеева: в личных фондах специалиста по проектированию зенитных управляемых ракет, автоматических космических аппаратов и кораблей Е.Ф. Рязанова (фотодокументы), специалиста по системам отображения информации, средствам управления и тренажёрам пилотируемых летательных аппаратов С.Т. Марченко (документы о служебной деятельности), журналиста и писателя Я.К. Голованова (газетные статьи, интервью, фотографии, сообщения ТАСС), в фонде Федерации космонавтики России (дела о рекордах, установленных в космических полётах), а также в коллекции «Документы инициативного документирования по истории ракетно-космической техники и освоения космоса», созданной специалистами архива (фотографии и фонозаписи выступлений на мероприятиях космической тематики).


Алексей Станиславович Елисеев родился 13 июля 1934 г. в городе Жиздра, ныне Калужской области. Его отец Станислав Адамович Курайтис в 1935 году был репрессирован, в связи с чем Алексей был вынужден незадолго до завершения учёбы в школе взять фамилию матери, став в 1950 году Елисеевым. В 1941 – 1943 годах он учился в школе города Боровое Кокчетавской области, а в 1944 – 1946 годах – в 4-й железнодорожной школе села Немчиновка Московской области. В 1951 году А.С. Елисеев окончил среднюю школу №167 города Москвы и поступил в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана, которое окончил в 1957 году, получив диплом инженера-механика. По распределению был направлен в лабораторию ОКБ-1, откуда уволился в связи с поступлением в аспирантуру Московского физико-технического института. После успешного окончания аспирантуры в 1962 году он вернулся на работу в ОКБ-1, где с февраля 1963 года работал старшим инженером в 27-м отделе, занимаясь прикладной механикой и автоматическим регулированием, проектированием систем управления кораблей «Восток-3А» (3КА), «Восход-3В» (3КВ), «Союз» 7К-ОК (11Ф615) и 7К-Л1 (11Ф91) – корабля для облёта Луны. 


О том, как у него возникло стремление стать космонавтом, А.С. Елисеев так говорит в своей автобиографической книге «Жизнь – капля в море» (1998 г.): «Я хорошо помню свою реакцию, когда впервые услышал об отборе кандидатов для первого полета от сотрудников нашего отдела, вернувшихся с казахстанского полигона […] Ребята рассказывали, что на полигоне руководство обсуждало, какие профессии лучше формируют качества, наиболее важные для космонавта. Первыми были названы лётчики-истребители. Каждый из них приучен к высоте и к тому, что один несёт всю ответственность за полёт. Вторыми рассматривали моряков-подводников. Они могут подолгу находиться в изоляции, в отрыве от нормальной земной жизни, и при этом выполнять очень ответственные функции. Наконец, в качестве третьей группы были названы инженеры – люди, которые профессионально наиболее подготовлены к тому, чтобы изучить устройство корабля и контролировать его работу.


Когда произнесли слово «инженеры», меня как будто ударило электрическим током, словно кто-то сказал «ты». И какая-то внутренняя дрожь пробежала, как если бы выбор был уже сделан. След от этого ощущения надолго во мне сохранился». 


В конце 1962 года А.С. Елисеев по своей инициативе прошёл медицинское обследование в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале, но из-за конфликта с С.П. Королёвым (который был не доволен, что это организовали без его ведома, хотя, в целом, был сторонником участия гражданских специалистов, включая сотрудников ОКБ-1, в космических полетах) был выписан из госпиталя до завершения обследования, не получив заключение врачей о годности к спецтренировкам.


Но А.С. Елисеев не отказался от мечты стать космонавтом; в 1963 году он прошёл специальные виды подготовки в отряде ВВС вместе с восемнадцатью военными лётчиками второго набора.


О личном знакомстве с С.П. Королёвым и о том, как он попал в отряд космонавтов Елисеев рассказал в интервью для фильма «Королёв», будучи ректором МВТУ им. Н.Э. Баумана.

Решающий шаг к осуществлению полетов в космос гражданских специалистов был сделан весной 1965 года, когда несколько групп инженеров из ОКБ-1 направили на медицинское освидетельствование в Институт медико-биологических проблем (ИМБП); среди них был и А.С. Елисеев, который вошёл в число тех двенадцати инженеров, которые успешно прошли отбор для подготовки к космическим полётам и стали основой для формирования будущего отряда гражданских космонавтов. 


Приказом №25 и.о. Главного конструктора В.П. Мишина от 9 апреля 1966 г. в лётно-испытательном отделе №90 Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ, бывшее ОКБ-1) была сформирована группа подготовки инженеров-испытателей для участия в испытаниях нового космического корабля «Союз» и кораблей-комплексов Л1 и Л3 для лунной программы. А.С. Елисеев и девять его коллег из ЦКБЭМ, отобранные год назад в ИМБП, после повторного осмотра были признаны годными к космическому полёту; кроме него, из первой группы кандидатов в космонавты-испытатели от ЦКБЭМ в космос летали четверо: В.Н. Волков, Г.М. Гречко, В.Н. Кубасов, О.Г. Макаров. С мая по август 1966 года А.С. Елисеев проходил подготовку в профилактории ЦКБЭМ, включавшей парашютные прыжки, полёты на невесомость на летающей лаборатории Ту-104, испытания в барокамере, а также водные тренировки на Чёрном море на макете спускаемого аппарата корабля «Союз». С сентября 1966 года по апрель 1967 года он проходил непосредственную подготовку к полёту в качестве бортинженера первого экипажа пассивного космического корабля «Союз-2» по программе «Стыковка», вместе с В.Ф. Быковским и Е.В. Хруновым, но этот полёт был отменен накануне старта из-за неисправностей на космическом корабле 


«Союз-1», с которым должен был состыковаться «Союз-2» («Союз-1» 24 апреля 1967 г. совершил досрочную посадку, которая окончилась катастрофой из-за отказа парашютной системы и гибелью пилотировавшего корабль космонавта В.М. Комарова). С июня 1967 года по декабрь 1968 года А.С. Елисеев готовился к полёту в качестве бортинженера первого экипажа КК «Союз» по программе «Стыковка», вновь с В.Ф. Быковским (в дальнейшем замененным на Б.В. Волынова) и Е.В. Хруновым; параллельно с космической подготовкой он в декабре 1967 года защитил диссертацию на получение учёной степени кандидата технических наук. В июле 1968 года он был назначен на должность космонавта-испытателя 731-го отдела; с августа того же года был старшим научным сотрудником, с апреля 1969 по ноябрь 1970 года – начальником сектора, заместителем начальника 731-го отдела. В 1968 – 1969 годах входил в группу советских космонавтов – участников лунной программы, предусматривавшей облёт Луны (Л1/«Зонд») и посадку на неё (Л3).


Все три полета А.С. Елисеева были связаны с одной из важнейших для тогдашнего этапа развития космонавтики проблем – стыковкой пилотируемых космических кораблей друг с другом и с орбитальными станциями; практическое решение этой проблемы открывало огромные, принципиально новые возможности для продолжительного пребывания космонавтов на орбите, взаимодействия экипажей разных кораблей в штатных и нештатных ситуациях, включая спасение космонавтов с потерпевшего аварию корабля, расширения круга работ и исследований, доступных человеку в космосе.


Первый полет А.С. Елисеева состоялся 15 – 17 января 1969 г. (старт на «Союзе-5» в качестве бортинженера, вместе с Б.В. Волыновым и Е.В. Хруновым, посадка на «Союзе-4», вместе с В.А. Шаталовым и Е.В. Хруновым) и стал крупным достижением космонавтики, получившим широкий международный отклик: впервые в мире была выполнена ручная стыковка двух пилотируемых кораблей с переходом космонавтов из одного корабля в другой, причём через открытый космос по их наружной поверхности, так как в стыковочном узле «Союза» модели 7-К ОК не было переходного люка, и в качестве шлюзовых камер использовали орбитальные отсеки. 


Этот переход продолжительностью 37 минут, во время которого впервые в открытом космосе находились одновременно два человека, А.С. Елисеев вместе с Е.В. Хруновым совершил 16 января 1969 г., став третьим советским космонавтом, вышедшим за пределы космического корабля. 


Впоследствии он так вспоминал о своих впечатлениях:«Я выходил вторым. Когда я вышел, Женя находился уже в открытом космосе. Я, прежде всего, подумал о том, как лучше было бы мне ему помочь сейчас. Могу сказать откровенно, что особых острых впечатлений от пребывания в открытом космосе я не получил. Может, потому, что все мы были очень сосредоточены и нацелены на ту работу, которую нам надо было сделать. Но все-таки, конечно, не удержался, посмотрел на Землю, на Солнце, на звёзды. Ведь не так часто бываешь в открытом космосе»(цит. по статье Я.К. Голованова «Алексей Елисеев: “Мы любим свою работу потому, что не знаем работы трудней”», опубликованной в сборнике «Звёзды первой величины», 1973 г.).


Второй полёт А.С. Елисеев совершил 13 – 18 октября 1969 г. в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-8» (вместе с В.А. Шаталовым). Это также стало мировым рекордом: первый групповой полёт трёх космических кораблей – «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8», при этом на орбите одновременно находились семеро космонавтов. Главной целью полёта была стыковка кораблей «Союз-7» и «Союз-8» и переход одного космонавта из корабля «Союз-7» в «Союз-8» и одного в обратном направлении, а экипаж «Союза-6» должен был вести киносъёмку; но из-за отказа электронной системы автоматической стыковки «Игла» стыковка не состоялась. Продолжительность полёта составила 4 суток 22 часа 50 минут. Из всех советских космонавтов А.С. Елисеев и В.А. Шаталов – единственные, совершившие два полёта за один год, а также первые, летавшие в космос трижды менее чем за три года.


Третий полет А.С. Елисеева состоялся 22 – 24 апреля 1971 г. на корабле «Союз-10» (командир экипажа – В.А. Шаталов). К сожалению, этот полёт также оказался не вполне успешным: хотя впервые была осуществлена стыковка корабля с орбитальной станцией («Салют-1»), но из-за неисправности стыковочного агрегата «Союза-10» космонавты не смогли перейти на станцию, и полёт пришлось прервать досрочно. Его продолжительность составила 1 сутки 23 часа 45 минут.


Следующие пятнадцать лет жизни А.С. Елисеева были отданы инженерной работе по обеспечению космических полетов – уже не в космосе, а на Земле. В феврале 1973 года он защитил диссертацию на получение учёной степени доктора технических наук. С октября 1973 года он исполнял обязанности руководителя комплекса №07 ЦКБЭМ, с июня 1974 года по ноябрь 1977 года работал заместителем генерального конструктора по управлению полётом космических объектов, одновременно с 1973 года по ноябрь 1977 года был начальником комплекса №11 ЦКБЭМ (с мая 1974 года – Научно-производственного объединения «Энергия»), с ноября 1977 года по 1982 год был заместителем главного и генерального конструктора по управлению полетом космических объектов, в 1982 году был начальником службы управления полётом. После ухода из отряда космонавтов с 19 декабря 1985 г. стал заместителем генерального конструктора НПО «Энергия».


В 1986 – 1991 годах А.С. Елисеев работал ректором МВТУ (с 1989 года – Московского государственного технического университета) им. Н.Э. Баумана, выпускником которого был. Параллельно с этим он возглавлял общественные организации: в 1987 – 1991 годах являлся председателем президиума Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина»), а в 1991 – 1992 годах – председателем исполкома организации-правопреемника общества «Родина» – Ассоциации по связям с соотечественниками за рубежом (Ассоциация «Родина»).


В 1991 – 1996 годах А.С. Елисеев работал руководителем проектов в ООО «IBM СССР» (IBM Восточная Европа/Азия). С 1997 года – президент АОЗТ «Фесто» (Festo). В настоящее время руководит одним из подразделений Московского энергетического института и возглавляет фонд поддержки образования российского отделения «Фесто».


А.С. Елисеев – дважды Герой Советского Союза, Герой Труда ГДР, Герой Социалистического Труда (НРБ), лауреат Государственной премии СССР 1980 года, награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Георгия Димитрова (НРБ), медалями «За заслуги в освоении космоса», «За освоение целинных земель» и др. Он – автор книги воспоминаний «Жизнь – капля в море» (1998 г.), а также автор и соавтор большого числа публикаций в научно-популярных журналах, имеет 5 изобретений; член-корреспондент Международной академии астронавтики, почетный гражданин города Калуги.


В заключительной главе своей книги А.С. Елисеев так сказал о себе: «Вспоминая прожитое, я спрашиваю себя: что же было в моей жизни самым интересным? И обнаруживаю, что интереснее всего было узнавать новое. Неважно где – в работе, при чтении книг или при встречах с людьми. Конечно, в работе новое доставалось труднее, но зато ты добывал его сам, узнавал его природу, и от этого оно становилось для тебя несоизмеримо более ценным».


Коллектив РГАНТД сердечно поздравляет Алексея Станиславовича с юбилеем с пожеланиями ему долгих лет счастливой жизни, наполненной узнаванием нового.

Текст – Макаревич И.Л., подбор фотографий – Паушкина П.Д.

Источники:

1.Алексей Станиславович Елисеев // Космическая энциклопедия ASTROnote http://astronaut.ru/as_rusia/energia/text/eliseev.htm?reload_coolmenus

2.РГАНТД. Арх. №934. Фильм «Королёв» (отрывок). Центрнаучфильм, 1986 г. Авторы – Макаров Н.В., Голованов Я.К., Смирнов Б.А. и др.

3.РГАНТД. Ф.211. Оп.4. Д.25. Л.1-15.

4.РГАНТД. Ф.211. Оп.18. Д.94. Л.1-84.

5.РГАНТД. Ф. 211. Оп. 18. Д. 97. Л.1-9, 13-15, 17-32.

6.Елисеев А.С. Жизнь – капля в море. – М.: Издательский Дом «Авиация и космонавтика», 1998. – 280 с.

Поделиться: