Из истории городского транспорта.
Конец 1930-х – середина 1960-х гг.

Трамвай

Трамвай – старейший вид общественного транспорта.

К концу XIX в. создались объективные экономические предпосылки для перехода к качественному новому виду сообщения. Им стал электрический транспорт, получивший название трамвай.

В России впервые трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. На улицах Москвы трамвай появился 25 марта 1899 г.

Перед Первой мировой войной вагоны трамвая в Москве курсировали по 38 трамвайным маршрутам, 2 из которых были кольцевыми. На 1 января 1914 г. парк трамваев в Москве располагал 821 моторным вагоном и 435 прицепными вагонами.

В 1934 г. трамвай стал доминирующим видом транспорта, в среднем трамваем пользовались две трети населения Москвы.

После открытия линий метрополитена в середине 1930-х гг. были сняты трамвайные линии, совпадавшие с ним по направлению. В 1940-х гг. произошло значительное изменение трамвайной сети. Многие трамвайные маршруты были заменены на троллейбусные.

В 1950-х г. с развитием метрополитена была закрыта и часть линий ведущих к окраинам города.

Автобус

Автобусы – это, как правило, основной вид транспорта любого города, особенно в тех, где нет метрополитена.

Первый автобусный маршрут в Москве «Тверская застава – Каланчёвская площадь» был открыт 8 августа 1924 г. На линии работали в основном английские машины «Лейланд», способные перевозить 28 пассажиров. Позднее выпуск аналогичных машин был налажен на Ярославском автомобильном заводе и заводе имени Сталина.

В предвоенный период автобусный парк пополнялся отечественными автобусами АМО-4 (1931–1933 гг.), ЗИС-8 (1934–1936 гг.), Я-6 и ЗИС-16 (1938–1841 гг.), последний с обтекающим металлическим кузовом на деревянном каркасе на удлинённом шасси. ЗИС-11 эксплуатировался до 1950-х г.

Активное развитие автобусного сообщения в Москве произошло в 1950–1960-е гг. в связи с резким увеличением ее площади и строительства новых жилых районов. Если в 1950 г. имелось 50 маршрутов, то к 1960 г. их стало 154, 1970-е гг. – 256. Первоначально маршрутная сеть имела в основном радиальный характер, однако постепенно сформировались и хордовые линии, особенно к станциям метро. В некоторых окраинных районах автобус надолго стал единственным видом общественного транспорта.

В 1950-е гг. на маршрутах работали автобусы ЗИС-154, ЗИС-155, ЗИЛ-158 завода имени Сталина. В 1960-е гг. – автобусы ЛиАЗ-158 и ЛиАЗ-158В Ликинского автобусного завода. Эти модели и составляли основу подвижного состава автобусных парков Москвы с конца 1950-х гг. до середины 1970-х гг.

В настоящее время автобус продолжает выполнять свою функцию доставки пассажиров к местам назначения, в том числе из жилых районов к ближайшим станциям метро.

Троллейбус

Метро

Метро, пожалуй, самых малораспространенный вид городского транспорта. В СССР наличием этого вида транспорта могли похвастаться только города «миллионники».

Первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 г. когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площадь до Марьиной рощи. В 1902 г. был предложен проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. В том же году был разработан проект Московской городской железной дороги. Проект предусматривал, как подземные участки в центре города, так и надземную прокладку линии по окраинам города.

В 1913 г. Московская городская управа работала проект подземной железной дороги состоящих из трёх линий, но строительству метрополитена помешала начавшаяся Первая мировая война.

В начале 1920-х гг. возросшая транспортная нагрузка вновь потребовала принятия решения о строительстве метрополитена в Москве. Однако средств на реализацию проекта не нашли.

Наконец, чтобы улучшить транспортную обстановку в городе и частично разгрузить трамвайные линии, 15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада Л.М. Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена, первая линия которого открылась 15 мая 1935 г. и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры» с ответвлением на станцию «Смоленская». Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км трассы и 13 станций и 12 двухсекционных (четырёхвагонных) составов типа «А».

В сентябре 1938 г. открылась Горьковско-Замоскворецкая линия от станции «Площадь Свердлова» до станции «Сокол».

В период Великой отечественной войны были введены в строй два отрезка пути «Площадь Свердлова» – «Завод имени Сталина» в 1943 г. и станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая», в 1944 г. «Курская» – «Измайловский Парк».

После войны началось сооружение Кольцевой линии Московского метрополитена, которая обеспечивала доступ к семи вокзалам города.

С середины 1950-х гг. упор в развитии метрополитена был сделан на увеличение темпов строительства за счёт удешевления строительства станций. Станции метрополитена стали в основном типовыми.

В 1950–1960-е гг. развивалась концепция радиусов, соединённых лишь с Кольцевой линией.

В настоящее время 44 станции Московского метрополитена признаны объектами культурного наследия.

Вертикальный разрез участка перегона Кировско-Фрунзенской линии Московского метрополитена от станции «Преображенская площадь» до станции «Черкизовская». 1984 г. РГАНТД. Ф. Р-584. Оп. 6-4. Д. 15. Л. 7.

Автомобили

Легковые автомобили Горьковского автозавода

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) основан в 1932 г. как Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова, и уже в декабре того же года на заводе началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон».

В мае 1936 г. начался серийный выпуск 4-х двёрного 5-ти местного седана ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), больше известного как «ЭМКА». Этот автомобиль стал самой массовой довоенной советской моделью.

На базе «ЭМКИ» был создан ряд серийных модификаций:

В годы Великой отечественной войны предприятие целиком было переориентировано на выпуск военной техники.

В первом послевоенном 1946 г. завод серийно начал выпускать автомобиль М-20 «Победа», а в 1949 г. автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69.

В 1950-м г. с конвейера начал сходить шестиместный длиннобазный большой седан ГАЗ-12 ЗИМ, первая представительская модель автозавода, которую в 1959 г. сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13.

В 1956 г. на смену «Победе» пришёл седан среднего класса ГАЗ–21 «Волга».

С начала 1960-х гг. велась разработка нового легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга», пришедшего на смену знаменитой «Двадцать первой». Его массовое производство началось в 1970 г. Появившаяся в 1981 г. «новая Волга» ГАЗ-3102 не стала принципиальной новинкой, а лишь глубоким рестайлингом ГАЗ-24. В то же время ГАЗ-24-10 выпускался вплоть до 1992 г.

В 1977 г. завод начал выпуск представительского класса автомобиля ГАЗ-14 «Чайка».

В конце 1980-х гг. завод начал разработку принципиально нового семейства легковых автомобилей. Ограниченной серией выпускался представительский седан ГАЗ-3105. Предназначенные для массового производства седаны с передним и полным приводом ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 из-за кризиса 1990-х годов не стали серийными.

В 1997 году заводом была проведена очередная модернизация «Волги». Новая модель получила индекс ГАЗ-3110. В дальнейшем серийное развитие легковых автомобилей на Горьковском автомобильном заводе было прекращено.

Автомобиль «Победа»

Малолитражные автомобили

Первый советский малолитражный автомобиль КИМ-50 был собран на Московском автозаводе им. Коммунистического Интернационала молодёжи в 1940 г. Эта была модель «народного» автомобиля, которым в короткие сроки планировалось обеспечить широкие массы населения. Но с началом Великой Отечественной войны завод прекратил это производство.

В мае 1945 г. было принято постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич». Завод получил и свое название «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).

В апреле 1947 г. начался серийный выпуск легковых малолитражных автомобилей «Москвич-400».

В 1948 г. вышли модификации автомобиля М-400-422 с кузовом- деревянным фургоном, а в 1949 г. – модификации М-400-420-А с открытым кузовом-кабриолет.

В 1952 г. заводом был освоен выпуск модернизированной модели М-401. В следующем году завод изготовил опытные образцы новой модели-М-402. Кузов типа седан и шасси автомобиля были разработаны с нуля.

В 1957 г. завод осваивает полноприводную модификацию для сельской местности М-410 и автомобиль на базе М-402 с кузовом «универсал» модели М-423, в том же году с конвейера завода сходит новая модель М-407. По сути, это модификация М-402, но с более мощным двигателем, новым задним мостом, а в дальнейшем и с новой четырёхскоростной коробкой передач. В 1958 г. на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе автомобили «Москвич-407» и «Москвич-423» были отмечены золотыми медалями.

В октябре 1963 г. с конвейера автозавода сошёл последний автомобиль модели 407, и завод перешёл на выпуск переходной модели М-403, выпуск которой параллельно со старой моделью начат в 1962 г.

Первый серийный автомобиль модели М-408 с полностью новым кузовом типа седан сошёл с конвейера завода 1 августа 1964 г.

В марте 1967 г. на главном конвейере завода были собраны первые автомобили новой базовой модели М-412. А 1968 г. на заводе начат выпуск автомобиля «Москвич-427» (модификации М-412) с кузовом «универсал» и автомобиля «Москвич-434» с кузовом «фургон».

В 1968 г. в связи с 50-летием ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).

В 1975 г. на заводе начата работа по обновлению автомобильного ряда. Результатом стали модели «Москвич-21» и «Москвич-2140».

В 1952 г. специалистами МЗМА была разработана новая модель заднемоторного легкового автомобиля М-444, которая 1960 г. под индексом ЗАЗ-965 и именем «Запорожец» была запущена в производство на заводе «Коммунар» в городе Запорожец. В 1970 г. на Запорожском автомобильном заводе начался выпуск автомобиля-ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника ЗАЗ-965. А в 1979 г. был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М.

Экспериментальные автомобили

В декабре 1924 г. Моссовет принял решение создания парка советского такси. В 1925 году на улицы города выехали первые 15 машин такси марок Renault и Fiat. В 1934 г. с выпуском отечественных легковых автомобилей М-1 парк таксомотора увеличился в шесть раз, заказ такси в Москве стал общедоступен для основной массы людей.

В послевоенное время большую часть машин составляли ГАЗ-М20 «Победа». В 1948 г. на борту кузова автомобилей такси появилась шахматная полоса и зелёный огонёк.

В дальнейшем в такси работали автомобили ГАЗ-24, ГАЗ-24-02, ГАЗ-3102 и ГАЗ-24-10.

Автомобиль-такси ВНИИТЭ-ПТ разработан в 1965 г. конструктором и художником Ю. Долматовским под руководством ведущего конструктора А. Ольшанского. В качестве агрегатной базы использованы двигатель, коробка передач и мостик автомобиля «Москвич-408». Масса автомобиля около 1000 кг, максимальная скорость 90 км/час. Автомобиль прошёл испытание в реальной эксплуатации и получил свидетельство, как промышленный образец. Серийно не выпускался (Подробнее см. http://rgantd.ru/nauchnye-trudy-i-publikatsii/avtomobil-taksi-v-sssr.shtml)

Маршрутные такси появились в Москве в 1930-е гг.

Легковые автомобили ЗИС-101, позже ЗИС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками.

В 1939 г. доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) наряду с общественным транспортом занимались 120 автомобилей маршрутного такси. Были маршрутные такси и в других крупных городах СССР.

После окончания Великой Отечественной войны стали появляться вновь. Парк маршрутных такси пополнился автомобилями ЗИС-110 и ГАЗ 12 ЗИМ.

В 1960-е годы в качестве маршрутных такси начали использовать автобусы особо малого класса РАФ-977 и малого класса РАЗ-652.

Автомобили спецтранспорта

Автомобильный транспорт самый маневрённый из всех видов транспорта, перевозящих грузы в городах. Без повседневных грузоперевозок жизнь в городе будет просто парализована. Работа промышленных предприятий учреждений невозможна без такой необходимой услуги, как средняя грузоперевозка. К такому виду грузоперевозок можно отнести ежедневную доставку продуктов, доставку небольших партий грузов в целях обеспечения жизнедеятельности города, его служб и населения.