Из истории городского транспорта.
Конец 1930-х – середина 1960-х гг.
Трамвай
Трамвай – старейший вид общественного транспорта.
К концу XIX в. создались объективные экономические предпосылки для перехода к качественному новому виду сообщения. Им стал электрический транспорт, получивший название трамвай.
В России впервые трамвай был пущен в Киеве в 1892 г. На улицах Москвы трамвай появился 25 марта 1899 г.
Перед Первой мировой войной вагоны трамвая в Москве курсировали по 38 трамвайным маршрутам, 2 из которых были кольцевыми. На 1 января 1914 г. парк трамваев в Москве располагал 821 моторным вагоном и 435 прицепными вагонами.
В 1934 г. трамвай стал доминирующим видом транспорта, в среднем трамваем пользовались две трети населения Москвы.
После открытия линий метрополитена в середине 1930-х гг. были сняты трамвайные линии, совпадавшие с ним по направлению. В 1940-х гг. произошло значительное изменение трамвайной сети. Многие трамвайные маршруты были заменены на троллейбусные.
В 1950-х г. с развитием метрополитена была закрыта и часть линий ведущих к окраинам города.
Автобус
Автобусы – это, как правило, основной вид транспорта любого города, особенно в тех, где нет метрополитена.
Первый автобусный маршрут в Москве «Тверская застава – Каланчёвская площадь» был открыт 8 августа 1924 г. На линии работали в основном английские машины «Лейланд», способные перевозить 28 пассажиров. Позднее выпуск аналогичных машин был налажен на Ярославском автомобильном заводе и заводе имени Сталина.
В предвоенный период автобусный парк пополнялся отечественными автобусами АМО-4 (1931–1933 гг.), ЗИС-8 (1934–1936 гг.), Я-6 и ЗИС-16 (1938–1841 гг.), последний с обтекающим металлическим кузовом на деревянном каркасе на удлинённом шасси. ЗИС-11 эксплуатировался
Активное развитие автобусного сообщения в Москве произошло в 1950–1960-е гг. в связи с резким увеличением ее площади и строительства новых жилых районов. Если в 1950 г. имелось 50 маршрутов, то к 1960 г. их стало 154,
В 1950-е гг. на маршрутах работали автобусы ЗИС-154, ЗИС-155, ЗИЛ-158 завода имени Сталина.
В настоящее время автобус продолжает выполнять свою функцию доставки пассажиров к местам назначения, в том числе из жилых районов к ближайшим станциям метро.
Троллейбус
Метро
Метро, пожалуй, самых малораспространенный вид городского транспорта. В СССР наличием этого вида транспорта могли похвастаться только города «миллионники».
Первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 г. когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площадь до Марьиной рощи. В 1902 г. был предложен проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой подземной линией. В том же году был разработан проект Московской городской железной дороги. Проект предусматривал, как подземные участки в центре города, так и надземную прокладку линии по окраинам города.
В 1913 г. Московская городская управа работала проект подземной железной дороги состоящих из трёх линий, но строительству метрополитена помешала начавшаяся Первая мировая война.
В начале 1920-х гг. возросшая транспортная нагрузка вновь потребовала принятия решения о строительстве метрополитена в Москве. Однако средств на реализацию проекта не нашли.
Наконец, чтобы улучшить транспортную обстановку в городе и частично разгрузить трамвайные линии, 15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) после доклада Л.М. Кагановича было принято решение о строительстве Московского метрополитена, первая линия которого открылась 15 мая 1935 г. и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк Культуры» с ответвлением на станцию «Смоленская». Пусковой комплекс включал в себя 11,2 км трассы и 13 станций и 12 двухсекционных (четырёхвагонных) составов типа «А».
В сентябре 1938 г. открылась Горьковско-Замоскворецкая линия от станции «Площадь Свердлова» до станции «Сокол».
В период Великой отечественной войны были введены в строй два отрезка пути «Площадь Свердлова» – «Завод имени Сталина» в 1943 г. и станции «Павелецкая» и «Новокузнецкая», в 1944 г. «Курская» – «Измайловский Парк».
После войны началось сооружение Кольцевой линии Московского метрополитена, которая обеспечивала доступ к семи вокзалам города.
С середины 1950-х гг. упор в развитии метрополитена был сделан на увеличение темпов строительства за счёт удешевления строительства станций. Станции метрополитена стали в основном типовыми.
В 1950–1960-е гг. развивалась концепция радиусов, соединённых лишь с Кольцевой линией.
В настоящее время 44 станции Московского метрополитена признаны объектами культурного наследия.
Автомобили
Легковые автомобили Горьковского автозавода
Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) основан в 1932 г. как Нижегородский автомобильный завод имени В.М. Молотова, и уже в декабре того же года на заводе началась сборка легкового автомобиля ГАЗ-А с открытым 5-местным кузовом «фаэтон».
В мае 1936 г. начался серийный выпуск 4-х двёрного 5-ти местного седана ГАЗ-М-1 («Молотовец-1»), больше известного как «ЭМКА». Этот автомобиль стал самой массовой довоенной советской моделью.
На базе «ЭМКИ» был создан ряд серийных модификаций:
в 1937 г. – пикап ГАЗ-М-415 с цельнометаллической кабиной и цельнометаллической платформой на 500 кг груза;
в 1939 г. – модернизированный седан ГАЗ-11-73 с 6-ти цилиндровым двигателем ГАЗ- 11;
в 1940 г. – полноприводный фаэтон ГАЗ-61-40;
в 1941 г.– первый в мире внедорожник с закрытым кузовом типа седан ГАЗ-61-73; армейский командирский полноприводный автомобиль ГАЗ-64.
В годы Великой отечественной войны предприятие целиком было переориентировано на выпуск военной техники.
В первом послевоенном 1946 г. завод серийно начал выпускать автомобиль М-20 «Победа», а в 1949 г. автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69.
В 1950-м г. с конвейера начал сходить шестиместный длиннобазный большой седан ГАЗ-12 ЗИМ, первая представительская модель автозавода, которую в 1959 г. сменила элегантная «Чайка» ГАЗ-13.
В 1956 г. на смену «Победе» пришёл седан среднего класса ГАЗ–21 «Волга».
С начала 1960-х гг. велась разработка нового легкового автомобиля ГАЗ-24 «Волга», пришедшего на смену знаменитой «Двадцать первой». Его массовое производство началось в 1970 г. Появившаяся в 1981 г. «новая Волга» ГАЗ-3102 не стала принципиальной новинкой, а лишь глубоким рестайлингом ГАЗ-24. В то же время ГАЗ-24-10 выпускался вплоть до 1992 г.
В 1977 г. завод начал выпуск представительского класса автомобиля ГАЗ-14 «Чайка».
В конце 1980-х гг. завод начал разработку принципиально нового семейства легковых автомобилей. Ограниченной серией выпускался представительский седан ГАЗ-3105. Предназначенные для массового производства седаны с передним и полным приводом ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104 из-за кризиса 1990-х годов не стали серийными.
В 1997 году заводом была проведена очередная модернизация «Волги». Новая модель получила индекс ГАЗ-3110. В дальнейшем серийное развитие легковых автомобилей на Горьковском автомобильном заводе было прекращено.
Автомобиль «Победа»
Малолитражные автомобили
Первый советский малолитражный автомобиль КИМ-50 был собран на Московском автозаводе им. Коммунистического Интернационала молодёжи в 1940 г. Эта была модель «народного» автомобиля, которым в короткие сроки планировалось обеспечить широкие массы населения. Но с началом Великой Отечественной войны завод прекратил это производство.
В мае 1945 г. было принято постановление Совета Министров СССР о развёртывании строительства автозавода по выпуску малолитражных автомобилей «Москвич». Завод получил и свое название «Московский завод малолитражных автомобилей» (МЗМА).
В апреле 1947 г. начался серийный выпуск легковых малолитражных автомобилей «Москвич-400».
В 1948 г. вышли модификации автомобиля М-400-422 с кузовом- деревянным фургоном, а в 1949 г. – модификации М-400-420-А с открытым кузовом-кабриолет.
В 1952 г. заводом был освоен выпуск модернизированной модели М-401. В следующем году завод изготовил опытные образцы новой модели-М-402. Кузов типа седан и шасси автомобиля были разработаны с нуля.
В 1957 г. завод осваивает полноприводную модификацию для сельской местности М-410 и автомобиль на базе М-402 с кузовом «универсал» модели М-423, в том же году с конвейера завода сходит новая модель М-407. По сути, это модификация М-402, но с более мощным двигателем, новым задним мостом, а в дальнейшем и с новой четырёхскоростной коробкой передач. В 1958 г. на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе автомобили «Москвич-407» и «Москвич-423» были отмечены золотыми медалями.
В октябре 1963 г. с конвейера автозавода сошёл последний автомобиль модели 407, и завод перешёл на выпуск переходной модели М-403, выпуск которой параллельно со старой моделью начат в 1962 г.
Первый серийный автомобиль модели М-408 с полностью новым кузовом типа седан сошёл с конвейера завода 1 августа 1964 г.
В марте 1967 г. на главном конвейере завода были собраны первые автомобили новой базовой модели М-412. А 1968 г. на заводе начат выпуск автомобиля «Москвич-427» (модификации М-412) с кузовом «универсал» и автомобиля «Москвич-434» с кузовом «фургон».
В 1968 г. в связи с 50-летием ВЛКСМ МЗМА переименован в Автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК).
В 1975 г. на заводе начата работа по обновлению автомобильного ряда. Результатом стали модели «Москвич-21» и «Москвич-2140».
В 1952 г. специалистами МЗМА была разработана новая модель заднемоторного легкового автомобиля М-444, которая 1960 г. под индексом ЗАЗ-965 и именем «Запорожец» была запущена в производство на заводе «Коммунар» в городе Запорожец. В 1970 г. на Запорожском автомобильном заводе начался выпуск автомобиля-ЗАЗ-966, который кардинально отличался от своего предшественника ЗАЗ-965. А в 1979 г. был запущен в массовое производство ЗАЗ-968М.
Экспериментальные автомобили
В декабре 1924 г. Моссовет принял решение создания парка советского такси. В 1925 году на улицы города выехали первые 15 машин такси марок Renault и Fiat. В 1934 г. с выпуском отечественных легковых автомобилей М-1 парк таксомотора увеличился в шесть раз, заказ такси в Москве стал общедоступен для основной массы людей.
В послевоенное время большую часть машин составляли ГАЗ-М20 «Победа». В 1948 г. на борту кузова автомобилей такси появилась шахматная полоса и зелёный огонёк.
В дальнейшем в такси работали автомобили ГАЗ-24, ГАЗ-24-02, ГАЗ-3102 и ГАЗ-24-10.
Автомобиль-такси ВНИИТЭ-ПТ разработан в 1965 г. конструктором и художником Ю. Долматовским под руководством ведущего конструктора А. Ольшанского. В качестве агрегатной базы использованы двигатель, коробка передач и мостик автомобиля «Москвич-408». Масса автомобиля около 1000 кг, максимальная скорость 90 км/час. Автомобиль прошёл испытание в реальной эксплуатации и получил свидетельство, как промышленный образец. Серийно не выпускался (Подробнее см. http://rgantd.ru/nauchnye-trudy-i-publikatsii/avtomobil-taksi-v-sssr.shtml)
Маршрутные такси появились в Москве в 1930-е гг.
Легковые автомобили ЗИС-101, позже ЗИС-110 курсировали между важнейшими площадями столицы, вокзалами и крупными выставками.
В 1939 г. доставкой посетителей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) наряду с общественным транспортом занимались 120 автомобилей маршрутного такси. Были маршрутные такси и в других крупных городах СССР.
После окончания Великой Отечественной войны стали появляться вновь. Парк маршрутных такси пополнился автомобилями ЗИС-110 и ГАЗ 12 ЗИМ.
В 1960-е годы в качестве маршрутных такси начали использовать автобусы особо малого класса РАФ-977 и малого класса РАЗ-652.
Автомобили спецтранспорта
Автомобильный транспорт самый маневрённый из всех видов транспорта, перевозящих грузы в городах. Без повседневных грузоперевозок жизнь в городе будет просто парализована. Работа промышленных предприятий учреждений невозможна без такой необходимой услуги, как средняя грузоперевозка. К такому виду грузоперевозок можно отнести ежедневную доставку продуктов, доставку небольших партий грузов в целях обеспечения жизнедеятельности города, его служб и населения.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 1074. Л. 86.
КМ – серия советских четырехосных моторных двухсторонних высокопольных трамвайных вагонов, выпускавшихся Коломенским паровозостроительным заводом и заводом Красное Сормово в 1926–1936 гг.
РГАНТД. Ф. 498. Оп. 5-1. Д. 21. Л. 140.
РГАНТД. Ф. 498. Оп. 5-1. Д. 21. Л. 42.
РГАНТД. Ф. 440. Оп. 3. Д. 513. Л. 73. Рис. 110.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 1074. Л. 89.
Советский односторонний моторный четырехосный высокопольный трамвайный вагон, построенный на Тушинском машиностроительном заводе (Завод № 82) в 1947 г. Трамвай выпускался до 1961 г.
Фото Б.Е. Чертока.
РГАНТД. Ф. 36.
1930-е годы.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 914. Л. 19. Рис. 9.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 1074. Л. 88.
Советский односторонний моторный четырехосный трамвайный вагон. Производился на Рижском вагоностроительном заводе в 1960–1987 гг.
Схема. 1948 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 632. Л. 1.
Разработан в Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 632. Л. 3.
Разработан в Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
Схема. 1948 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 583. Л. 5.
Разработан в Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова.
1930-е гг.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 78.
1937 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 3. Л. 7.
Разработан в Научно-исследовательском институте городского транспорта. Находился в опытной эксплуатации. Скорость составляла до 50 км/ч.
Схема. 1939 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 7. Л. 7.
Автобус проектировался в Научно-исследовательском институте городского транспорта.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 32.
Спроектирован на шасси ЗИС-11. Выпускался на Московском заводе им. Сталина в 1934–1936 гг.
1939 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 7. Л. 3.
Спроектирован в Научно-исследовательском институте городского транспорта на базе существующих шасси ЗИС и кузова ЗИС-8.
1966 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 912. Л. 10.
Спроектирован на Львовском автобусном завода. Серийно не выпускался.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 356. Л. 31об.
Первый советский междугородний автобус завода им. Сталина. Выпускался до 1961 г. Двигатель дизельный двухтактный ЯАЗ-206 мощностью 180 л.с. Число мест – 32.
1956 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 356. Л. 31.
Разработан на Львовском автобусном заводе. Выпускался в 1956–1958 гг., а с модернизациями – до начала 2000-х гг. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. был отмечен Почетным дипломом и Большой золотой медалью.
1960 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 1075. Л. 28. Рис. 3.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 1075. Л. 35. Рис. 5.
1960 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 1075. Л. 21. Рис. 1.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 3. Л. 7. Рис. 1.
Автобус проектировался в Научно-исследовательском институте городского транспорта на базе автобуса ЗИС-8.
1930-е годы.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 78.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 75. Рис. 112.
Выпускался в 1937–1938 гг.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 75. Рис. 113.
Двухэтажный троллейбус Ярославского автомобильного завода. Выпускался в 1938–1939 гг. Эксплуатировался в Москве в 1939–1953 гг.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 231. Л. 12. Рис. 2.
1947 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 231. Л. 12. Рис. 1 (габаритные размеры).
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 231. Л. 104.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 583. Л. 14.
Разработан в Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова. 1948 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 583. Л. 16.
Разработан в Академии коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова. 1948 г.
Конец 1940-х гг.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 631 Л. 76. Рис. 15.
1959 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 1074. Л. 101. Рис. 25.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 83. Рис. 122.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 1074. Л. 99.
Высокопольный троллейбус большой вместимости для внутригородских пассажирских перевозок. Серийно производился с 1959 по 1972 годы на заводе имени Урицкого в г. Энгельс.
Утверждена Советом народных комиссаров 21.03.1933 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-584. Оп. 1-4. Д. 2. Л. 1.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-584. Оп. 1-4. Д. 129. Л. 87.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-584. Оп. 1-4. Д. 129. Л. 89.
1947 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 47. Рис. 76.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-584. Оп. 2-4. Д. 42. Л. 205.
1947 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 88. Рис. 128.
1947 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 89. Рис. 129.
1947 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 91. Рис. 131.
1947 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 513. Л. 82. Рис. 121.
1984 г.
РГАНТД. Ф. Р-584. Оп. 6-4. Д. 15. Л. 7.
1982 г.
РГАНТД. Ф. Р-584. Оп. 6-4. Д. 162. Л. 1.
РГАНТД. Ф. Р-688. Оп. 1-1. Д. 12. Л. 53.
Советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1936–1943 гг.
РГАНТД. Ф. Р-688. Оп. 1-1. Д. 12. Л. 74.
Первая представительская модель Горьковского автозавода. Производилась в 1949–1959 гг.
1951 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 3325. Л. 38.
РГАНТД. Ф. Р-688. Оп. 1-1. Д. 12. Л. 97.
Советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся в 1956–1970 гг.
РГАНТД. Арх. 0-1363.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 4775. Л. 5.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 4775. Л. 9.
Звездный городок. 1966 г.
Фото ЦПК.
РГАНТД. Арх. 1-11269.
Москва. 1965 г.
Автор фото не установлен.
РГАНТД. Арх. 0-5960.
Швеция, Стокгольм. 13 марта 1964 г.
Фото В. Черединцева.
РГАНТД. Арх. 1-13964.
НАМИ. 1945 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2550. Л. 6.
НАМИ. 1945 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2550. Л. 58.
1945 г.
Филиал РГАНТД. СИФ.
НАМИ. 1948 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2994. Л. 2.
1949 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2550. Л. 5.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 356. Л. 9об.
1948 г.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2994. Л. 8.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2550. Л. 15. Рис.18.
Советский легковой автомобиль серийно, производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946–1958 гг. Первый советский автомобиль с несущим кузовом.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2550. Л. 15 Рис. 19.
Советский легковой автомобиль серийно, производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946–1958 гг. Первый советский автомобиль с несущим кузовом.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 2-1. Д. 2550. Л. 16. Рис. 20.
Советский легковой автомобиль серийно, производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946–1958 гг. Первый советский автомобиль с несущим кузовом.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-688. Оп. 1-1. Д. 12. Л. 53.
Выпускалась в 1949–1958 гг. Кузов седан-фастбек с 4-х цилиндровым двигателем мощностью 52 л.с.
Филиал РГАНТД. СИФ.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-688. Оп. 1-1. Д. 42. Л. 268.
Первый советский автомобиль малого класса 1 группы выпускавшийся на Заводе малолитражных автомобилей в Москве в 1946–1954 гг. Автомобиль являлся полным аналогом германского автомобиля «Опель Кадетт К-38».
1950 г.
РГАНТД. Ф. 120. Оп. 3. Д. 682. Л. 27. Рис. 4.
1957 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 330. Л. 31.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-688. Оп. 55-1. Д. 330. Л. 41.
Советский автомобиль малого класса с двигателем мощностью 35 л.с. Выпускался на Московском заводе малолитражных автомобилей в 1956–1958 гг.
РГАСПИ. ГИК 15038.
Поступила от Комитета ВЛКСМ АЗЛК 1982 г.
Филиал РГАНТД. Ф. 498. Оп. 5-1. Д. 330. Л. 41.
Филиал РГАНТД. Ф. 498. Оп. 5-1. Д. 330. Л. 41.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-688. Оп. 1-1. Д. 42. Л. 72.
Советский малолитражный автомобиль ЗАЗ-965 «Запорожец» разработки Московского завода малолитражных автомобилей. Выпускался на Запорожском автомобильном заводе «Коммунар» в 1960–1964 гг. Автомобиль представлял собой заднемоторный заднеприводный седан с двигателем воздушного охлаждения MeМ3-965 мощностью 23 л.с. Автомобиль выпускался в экспортной модификации ЗАЗ-965АЭ «Ялта».
Филиал РГАНТД. Ф. Р-688. Оп. 1-1. Д. 42. Л. 73.
Заднеприводный двухдверный седан ЗАЗ-966 «Запорожец» с двигателем МеМЗ-968. Выпускался на автомобильном заводе «Коммунар» в Запорожье в 1967–1972 гг.
РГАНТД. Ф. 281/Р-688. Оп. 1-1. Д. 42. Л. 67.
Первый легковой автомобиль созданный в СССР. Автомобиль был разработан в 1925 г. Научным автомоторным институтом на базе дипломного проекта молодого инженера К.А. Широкова. Выпускался малой серией в Москве на заводе «Спартак» в 1927–1931 гг. Автомобиль оснащался двигателем воздушного охлаждения мощностью 22 л.с., максимальная скорость автомобиля 90 км/ч.
РГАНТД. Ф. 281/Р-688. Оп. 1-1. Д. 42. Л. 70.
Разработка Московского Научного автомобильно-моторного института и Ирбитского мотоциклетного завода в 1955-1956 году. Также был разработан упрощенный вариант автомобиля НАМИ-А50 без дверей с брезентовой крышей. Автомобили серийно не выпускались.
1963 г.
РГАНТД. Ф. 281/Р-688. Оп. 1-1. Д. 12. Л. 54.
1963 г.
РГАНТД. Ф. 281/Р-688. Оп. 1-1. Д. 12. Л. 66. Рис. 32.
1963 г.
РГАНТД. Ф. 281/Р-688. Оп. 1-1. Д. 12. Л. 60. Рис. 22.
1963 г.
РГАНТД. Ф. 281/Р-688. Оп. 1-1. Д. 12. Л. 66. Рис. 33.
12 октября 1947 г.
Автор фото не установлен.
РГАНТД. Арх. 1-11068
Внедорожник ГАЗ-67. Разработка Горьковского автомобильного завода конца 40-х – начала 50-х гг.
1940 г.
РГАНТД. Ф. 178. Оп. 1. Д. 209. Л. 9об.
1961 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 484. Л. 7.
Изготовлен на Центральных авторемонтных мастерских Мособлавтоуправления.
1961 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 484. Л. 12.
Выпускался в 1959–1972 гг. опытными заводами Главмосавтотранса.
1967 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 483. Л. 97. Рис. 193.
Марка базового автомобиля ГАЗ-51А. Выпускался Горьковским заводом торгового машиностроения.
1938 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 6. Л. 1б.
Разработка Научно-исследовательского института городского транспорта.
Апрель 1978 г.
РГАСПИ. Инв. № 1987.
Филиал РГАНТД. Ф. Р-351. Оп. 1-6. Д. 356. Л. 28.
Автомобиль имел различные модификации. Производился на Ульяновском автомобильном заводе в 1958–1965 гг.
1961 г.
РГАНТД. Ф. 82/Р-833. Оп. 5-1. Д. 483. Л. 108. Рис. 216.
Представитель семейства грузовых автомобилей УАЗ-452Д грузоподъемностью 800 кг. Выпускался в 1966–1985 гг. Автомобиль имел двухместную кабину и деревянный кузов. В 1966 г. автомобиль был удостоен Золотой медали ВДНХ. С 1985 г. автомобиль назывался УАЗ-3303. Выпускался на Ульяновском автомобильном заводе.