Из истории отечественного оружия.
Конец 1890-х – 1945 гг.

Вся история техники свидетельствует, что любая эволюция человеческой мысли, всякое новое знание, открытие или изобретение неизбежно опробуется на пригодность для военных нужд. Это другая «темная» сторона научно-технического прогресса.

Постоянное совершенствование оружия, боеприпасов и способов их применения привело к тому, что в ХХ веке войны стали все смертоноснее и безжалостней.

Читать далее...

К 100-летию начала Первой мировой войны.
Документы из коллекции РГАНТД. 1890–1916 гг.

Первый подраздел посвящен 100-летию начала Первой мировой войны. В нем представлены документы, чертежи, планы и рисунки из коллекции Главной химической лаборатории Охтинского порохового завода (фонд 394 РГАНТД г. Москва). Для экспозиции были отобраны планы и рисунки фасадов зданий Охтинского завода, документы о его деятельности в годы Первой мировой войны. Представлены эталонные чертежи русской 3-хдюймовой магазинной винтовки образца 1891 г., в разработке которых, наряду с созданием лекал и шаблонов, принял участие сам конструктор винтовки полковник Сергей Иванович Мосин, а также чертежи пуль, гильз и патронов к винтовке, выполненные в чертёжных пороховых и патронных заводов.

Чертежи артиллерийских орудий (отдельно ствольной части или всей системы в сборке, узлов и деталей) и боеприпасов к ним (снарядов и метательных зарядов) сгруппированы по типам артиллерийских систем:

Чертежи оружия сопровождаются фотодокументами времени Первой мировой войны из фондов Российского государственного военно-исторического архива и фотографиями современной съемки музейных экспонатов, предоставленными Государственным музеем современной истории России и частными лицами.

Охтинский пороховой завод

Охтинский пороховой завод – старейшее предприятие отрасли, основанное в 1715 г. в окрестностях Санкт-Петербурга, когда по приказу Петра I генерал-фельдцейхмейстером графом Я.В. Брюсом были сооружены пороховые мельницы в среднем течении реки Охты. В XIX веке Охтинский пороховой завод был передовым предприятием, крупнейшим пороховым заводом России и главным поставщиком различных сортов порохов для армии и флота.

Всего Охтинский завод в период 1905–1909 гг. изготовил более 30 тысяч пудов мелинита и снарядил им 90,5 тыс. снарядов средних калибров, в 1909–1911 гг. 12 тысяч пудов тротила и снарядил им более 430 тыс. снарядов различных калибров. К 1914 г.завод вышел на годовую производительность в 15 тысяч пудов тротила, но это было уже немного в сравнении с мощностью Самарского завода – 60 тысяч пудов. В апреле 1915 г. тротиловые мастерские на Охте были полностью разрушены взрывом, но в течение лета восстановлены. Работы по производству ВВ и снаряжению боеприпасов возобновлены. Так как толуола не было, стали изготовлять нитроксилол (ксилил). Несмотря на трудности, за годы Первой мировой войны Охтинский завод изготовил 22,5 тысяч пудов тротила и снарядил (в млн. штук): снарядов калибра от 76 мм до 152 мм и более – 3,46 ; ручных гранат – 6 ; взрывателей различных марок – 8,5.

До революции 1917 г. Охтинский казенный военный завод и его Главная химическая лаборатория, подведомственные ГАУ, играли ведущую роль в усовершенствовании русского пороходелия и в создании мощных боеприпасов.

Винтовка Мосина

В истории отечественного стрелкового оружия 3-х линейная магазинная винтовка конструкции С.И. Мосина в известности не уступает пистолету-пулемету Г.С. Шпагина или автомату М.Т. Калашникова. Но только узкий круг специалистов может оценить подлинную уникальность этой винтовки.

Принятая на вооружение в 1891 г., она стала пионером и главным компонентом перевооружения на унифицированную 3-х линейную (калибр 7,62 мм) систему стрелкового оружия русской армии и флота (в 1895 г. на вооружение приняты 7-зарядный револьвер бельгийской системы «Наган» под укороченный и облегченный патрон с глубокой посадкой пули того же калибра и станковый пулемёт американской системы «Максим» с водяным охлаждением и ленточным питанием на 250 винтовочных патронов, доработанный тульскими оружейниками и впоследствии установленный на облегченные русские станки обр. 1910 г. А.А. Соколова и обр. 1915 г. И.Н. Колесникова). Это было уже третье снижение калибра русского нарезного стрелкового оружия, отражающее и всю его эволюцию во второй половине ХIХ века: от дульнозарядного до казнозарядного, от ударного капсюльного замка до затворов продольно-скользящей схемы, от сферической пули с ободком до продолговатой цилиндро-конической оболоченной, от раздельного заряжания до унитарного патрона центрального воспламенения, в котором все элементы выстрела – пуля, пороховой заряд и капсюль были соединены с помощью металлической гильзы в единое целое, от «черного» дымного пороха до бездымного, наконец, от внедрения разнотипного нарезного оружия на вооружение всей армии до единого универсального образца винтовки.

Читать далее...

Боеприпасы к 3-х линейной винтовке обр. 1891 г.

Русская артиллерия в Первой мировой войне

К началу ХХ века русская артиллерия составила основу огневой мощи русской армии и традиционно разделялась на полевую, осадную и крепостную. Первую мировую войну она встретила с т.н. «новой организацией армии 1910 г.», по которой полевая артиллерия включала легкую и конную, горную и конно-горную, мортирную или гаубичную и тяжёлую. В организационном плане она подразделялась на дивизионную (легкие полевые орудия 3-дюймового калибра) и корпусную ( тяжелые полевые орудия). Осадная артиллерия в 1909 г. была упразднена, а её материальная часть частично утилизирована или складирована в сухопутных крепостях. При этом крепостная артиллерия при всей своей много численности (на 1909 г. – свыше 11 тысяч орудий) состояла из орудий безнадежно устаревших образцов, включая гладкоствольные образца 1805, 1835, 1848 гг. Русский генералитет полагая, что в крепостях пригодятся любые старые орудия, отправлял туда снимаемые с вооружения орудия полевой, осадной, береговой, а иногда и корабельной артиллерии. Калибр крепостных пушек и мортир был ограничен 8 дюймами – 203 мм. Однако, относительная полезность этих орудий ёще была возможна при умелом сочетании их с современными артсистемами. Но даже первоклассные крепости, являющиеся основой оборонительных рубежей на западной границе, не получили перед войной новейшие крепостные орудия: 6-дюймовую (152 мм) пушку обр. 1910 г. или 8-дюймовую (203 мм) гаубицу обр. 1913 г. В этом одна из причин бесславной гибели русских крепостей в 1915 г. Морские крепости оказались в более благоприятных условиях, ведь их вооружение проводилось параллельно с вооружением современных кораблей флота, т.к. в этом случае решалась общая цель – поражение бронированных кораблей противника. Калибры морских пушек и мортир были больше, чем у сухопутных крепостных и осадных орудий, боеприпасы к ним более совершенными и мощными. Поэтому в годы Первой мировой войны флот неожиданно стал артиллерийским резервом для действующей армии. Так, изменение в представлениях о морской тактике после русско-японской войны, привело не только к строительству современного линейного и минного флота, но и к перевооружению старых кораблей. Были ликвидированы десантный и противоминный калибр в корабельной артиллерии и Морское ведомство долго безуспешно пыталось пристроить освободившиеся орудия среднего и малого калибра ГАУ. Но вот с началом Первой мировой войны эти орудия, как и сверхмощные орудия морских крепостей не принявших участие в боевых действиях помогли ликвидировать пробелы в организации сухопутной артиллерии.

Читать далее...

3-х дм скорострельная артиллерия

Полевая гаубичная артиллерия

Тяжёлая полевая артиллерия. Осадная и береговая артиллерия на фронтах Первой мировой войны.

Из коллекции филиала РГАНТД в г. Самара.
1928–1945 гг.

Подраздел, хотя и фрагментарно, отражает состояние отечественной военно-технической мысли в межвоенный период и годы Великой Отечественной войны, изобретательскую деятельность в области создания современных типов оружия, колоссальные успехи в развитии советской авиации, выразившиеся в т.ч. в осуществлении легендарных сверхдальних перелетов.

Представлены документы фондов Филиала РГАНТД, прежде всего уникальной коллекции заявочных материалов на изобретения из архивов Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР и его предшественников (фонд Р-1). Среди подателей заявок известные советские оружейники С.Г. Симонов и Ф.В. Токарев, ракетчики В.А. Артемьев, И.И. Гвай, А.Г. Костиков. Фонд Центрального аэрогидродинамического института (фонд Р-217) – первого научно-исследовательского авиационного учреждения, основанного в 1918 г. Н.Е. Жуковским, представляет в экспозиции раритетные документы. Это Акт комиссии по итогам первого дальнего перелета самолета «Рекорд дальности», совершенного 10-12 сентября 1934 г. экипажем в составе М.М. Громова, А.И. Филина, И.Т. Спирина. После этого полета стал готовиться трансарктический рекордный перелет из СССР в США через Северный полюс, в котором в 1936 г. принял участие В.П. Чкалов. С этой легендарной личностью связан другой документ - подлинный отчет В.П. Чкалова об испытаниях истребителя И-16 с его подписью. На фотодокументах из фонда Коломенского тепловозостроительного завода имени В.В. Куйбышева (фонд Р-201) запечатлена продукция, производимая этим старейшим и крупнейшим предприятием транспортного машиностроения в годы Великой Отечественной войны: бронепоезда, самоходные артиллерийские установки, артиллерийские тягачи.

Стрелковое оружие

Авиация

«Катюша»

Коломенский завод в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.

Коломенский тепловозостроительный завод им. В.В. Куйбышева – одно из старейших и крупнейших предприятий транспортного машиностроения СССР. Завод основан в 1863 году вблизи города Коломны. До начала Великой Отечественной войны завод выпускал паровозы, тепловозы, электровозы, вагоны, трамваи, дизели, речные суда, подводные лодки, трактора, проходческие щиты и тюбинги для метро, турбины, тендеры-конденсаторы для паровозов.

С первых дней войны завод начал перестраиваться на выпуск военной продукции за счет сокращения производства паровозов и дизелей. Резко увеличился выпуск боеприпасов (головок и корпусов авиабомб, корпусов снарядов). Завод получил задания и по новому для него производству – изготовлению корпусов реактивных снарядов «М-13», спаренных пусковых станков для них и платформ для 37 мм зенитных орудий. На заводе также ремонтировались танки, построено 2 бронепоезда, производились противотанковые «ежи». В октябре 1941 г. он был эвакуирован в г. Киров, где влился в группу предприятий танкостроения: производил узлы для легких танков Т-60 и Т-70, а с января 1943 г. перешел на выпуск самоходных артустановок СУ-12, СУ-15, СУ-76 и др. В 1944 г. переведен в г. Харьков, где стал базой для восстановления завода № 75 и вместе с другими предприятиями включился в работу по созданию и выпуску нового среднего танка Т-44( до конца войны сдано 350 машин).

В годы войны завод выполнял крупные заказы металлургических комбинатов: производил коксовыталкиватели, оборудование для доменных печей, чугуновозы, шахтные подъемные машины, конверторы. Для восстановительных работ на освобожденных территориях изготавливались дизель-молоты, запасные части для электростанций. За успешное выполнение важных заданий по выпуску боеприпасов и металлургического оборудования в годы войны в 1945 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С 1943 года завод на своем историческом месте возобновил выпуск мирной продукции: паровозов и дизелей и в ноябре 1953 года изготовил свой десятитысячный паровоз. С 1956 года завод серийно выпускает тепловозы, а также дизели для тепловозов, судов, подводных лодок, дизельных электростанций. В 1935 году ему присвоено имя В.В. Куйбышева. Завод был также награждён орденом Ленина (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1945) и орденом Октябрьской Революции (1971). В настоящее время он носит название ОАО «Коломенский завод» и входит в корпоративное объединение «Трансмашхолдинг».

Реактивная противолодочная установка