12 августа 2012 года исполняется 100 лет со дня создания военной авиации в России. Начальной датой принято считать дату издания приказа № 397 по Военному ведомству России о введении в действие Штата воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

Развитие авиации в России в начале века шло стремительными темпами. К 1913 г. в стране насчитывалось 11 организаций воздушного спорта и 12 аэродромов; 195 отечественных пилотов имели дипломы разрешения Международной воздушной федерации; русский военный летчик П.Н. Нестеров заложил основы высшего пилотажа, выполнив полет по замкнутой «петле Нестерова». Однако авиационная промышленность только развивалась.

К началу первой мировой войны Военно-воздушный флот, по своей структуре, состоял из авиационных отрядов, объединенных в авиагруппы армейской авиации и морской авиации. На вооружении состояли, в основном, самолеты, закупленные во Франции. С начала войны военная авиация приняла активное участие в боевых действиях, выполняя задачи проведения разведки территории противника, уничтожения его объектов и живой силы, противодействия авиации противника.

В 1917 г. с началом событий в России Императорский военно-воздушный флот прекратил свое существование. В России практически не осталось летного состава.

Первая мировая война выявила возрастающее значение авиации. Учитывая это, в 1918 г. в Советской России были основаны военно-воздушные силы как Рабоче-крестьянский Красный Военно-Воздушный Флот. Уже в 1 декабря 1918 года по решению ВСНХ в Москве создается Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) под руководством Н.Е. Жуковского. Создаются авиационные КБ, в которых идет разработка различных типов самолетов, авиационных двигателей, развертывается подготовка летного состава через авиаклубы. Грандиозная индустриализация советского государства позволила создать военную авиацию, одну из самых сильных в мире. С появлением различных типов самолетов и их массовым поступлением на вооружение были сформированы основные структуры Военно-воздушных сил: дальняя авиация, военно-транспортная и фронтовая авиация. Основными задачами ВВС стали: организация противовоздушной обороны страны, а в случае войны – прикрытие с воздуха ведения боевых действий Сухопутных войск и Военно-морского флота, непосредственное уничтожение объектов и войск противника, участие в специальных операциях, воздушные перевозки войск и техники, завоевание господства в воздухе.

К концу 30-х годов было налажено массовое производство истребителей авиационного КБ Н.Н. Поликарпова, бомбардировщиков КБ А.Н. Туполева. Общее количество самолетов к 1937 г. составило 8139 ед. Рост выпуска авиационной техники потребовал увеличения кадрового состава и его подготовки. В 1937 г. в СССР существовало 18 летных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тыс. курсантов. Летные училища СССР располагали 3007 самолетами. Курсанты заканчивали сначала аэроклубы, затем летные школы. Первыми испытаниями советских ВВС стали события у озера Хасан в 1938 г. и в Монголии у реки Халхин-гол в 1939 г. по отражению вторжения японских войск, участие в гражданской войне в Испании в 1936–1939 гг., в Советско-финской войне 1939–1940 гг. Война в Испании выявила отставание истребительной и бомбардировочной авиации СССР от новейших образцов авиационной техники Германии. Но уже к началу 1941 г. советская авиапромышленность приступила к выпуску новых типов истребителей авиационных КБ С.А. Лавочкина, С.А. Яковлева, А.И. Микояна, бомбардировщиков КБ А.Н. Туполева, пикирующих бомбардировщиков КБ В.М. Петлякова, штурмовиков Ил-2 КБ С.В. Ильюшина.

В начале Великой Отечественной войны, уже к 10 июля 1941 года, немцам удалось вывести из строя более 50% самолетов ВВС. Однако даже после таких тяжелейших потерь ВВС не утратили боеспособность. В первый месяц войны в воздушных боях было сбито более 700 самолетов противника и 340 уничтожено на аэродромах, произведена бомбардировка Берлина. В ходе войны огромные преобразования были произведены в отечественной авиационной промышленности, которая сумела обеспечить Военно-воздушные силы всеми видами вооружения. Эвакуированные в восточные районы страны авиационные заводы наладили беспрерывно нарастающее производство истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, средств вооружения. Учебными заведениями была организована подготовка летного состава – 44 093 летчика за годы войны, из них в боях погибло 27 600 человек.

Военно-воздушные силы внесли ощутимый вклад в победу над Германией. Авиация совершила 3125 тыс. самолетовылетов, сбросила более 30 млн бомб различного калибра. Было уничтожено 57 тыс. самолетов противника, из них более 48 тыс. на счету летчиков фронтовой авиации. За годы войны 200 тыс. авиаторов были награждены орденами и медалями, 2423 – присвоено звание Героя Советского Союза, 65 – дважды Героев, звание трижды Героя Советского Союза получили И.Н. Кожедуб, А.И. Покрышкин. Военно-воздушные силы приобрели неоценимый опыт завоевания стратегического и оперативного господства в воздухе – важнейшего условия достижения успеха на земле. В ходе войны зарождалось и окончательно оформилось оперативное искусство ВВС. Во фронтовых наступательных операциях впервые была использована новая форма оперативного применения ВВС – авиационное наступление, широко используемое, в настоящее время, армиями США и НАТО.

В послевоенный период наступила эра реактивной авиации. На вооружение ВВС с непрерывным количественным увеличением стали поступать новые виды авиационной техники с быстро нарастающими боевыми возможностями, в т.ч. вертолеты, созданные в ОКБ М.Л. Миля и ОКБ Н.И. Камова. Новый уровень боевой техники, а также анализ вооруженных конфликтов в различных районах земного шара, потребовали от ВВС новых структурных преобразований, совершенствование стратегии боевого применения, тактики воздушного боя. К концу 1980-х годов ВВС СССР не уступали в боевой мощи авиации США и НАТО.

После распада СССР в 1991 г. самолетный парк военной авиации и наземная инфраструктура были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В ВВС России начался глубокий регресс. В настоящее время правительством заявлено об увеличении ассигнований на нужды обороны страны и перевооружение войск на современную технику, в т.ч. и Военно-воздушных сил.

Особая роль в развитии авиационной техники всегда отводилась летчикам-испытателям. Создание летательного аппарата и его внедрение в производство происходит в союзе конструктора и летчика, ведущего испытания. Во время испытаний самолетов человек остается наедине с машиной и от его квалификации и знаний зависит очень многое. Именно благодаря героизму, интуиции летчиков-испытателей, умению пойти на оправданный риск многие модели самолетов пошли в серийное производство и по сей день несут службу в небе России. Подготовка летчиков-испытателей, в основном, производилась в НИИ ВВС и в Школе летчиков-испытателей Летно-исследовательского института.

Научно-испытательный институт ВВС РККА создан в 1926 г. на базе Научно-опытного аэродром Главвоздухфлота республики (дата образования 1920 г.) – первой в стране организации, предназначенной для проведения летных испытаний и исследований в области военной авиационной техники. В довоенный период в Институте служили известные летчики-испытатели В.П. Чкалов, В.В. Коккинаки, С.П. Супрун, Г.Ф. Байдуков, а также многие другие легендарные летчики и штурманы, доказавшие надежность отечественной авиационной техники в дальних перелетах. В первые же дни Великой Отечественной войны на базе НИИ ВВС были сформированы и отправлены на фронт 3 истребительных авиационных полка, 2 полка пикирующих бомбардировщиков, 2 авиаполка тяжелых бомбардировщиков, полк штурмовиков, разведывательная авиаэскадрилья, 3 батальона аэродромного обеспечения. Основу их составили лучшие летчики, штурманы, инженеры и техники из тех, кто участвовал в боевых действиях в Испании, Китае, Монголии и на Карельском перешейке. В 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР НИИ ВВС был награжден орденом Боевого Красного Знамени. В 1990 г. ГНИИ ВВС приобрел современное название – Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П. Чкалова. Центр занимается испытанием новых образцов авиационной техники и вооружения, а также исследованием по расширению боевых возможностей серийной авиационной техники и продлению ее ресурса. С 1920 года по настоящее время здесь испытано более 390 типов самолетов, из которых 280 типов было принято на вооружение. В нем проходили службу 79 Героев Советского Союза, пятеро из них удостоены высоко звания «дважды»; 9 Героев России. В разные годы в Институте звание «заслуженного» получили около двухсот летчиков-испытателей СССР и России, парашютистов-испытателей, специалистов Вооруженных Сил СССР и России.

Летно-исследовательский институт (ЛИИ) создан в 1941 г. на базе ряда подразделений ЦАГИ. Первым начальником ЛИИ был назначен Герой Советского Союза М.М. Громов. По инициативе М.М. Громова приказом министра авиационной промышленности от 20 октября 1947 г. в ЛИИ была создана Школа летчиков-испытателей. За 40 лет Школа подготовила более 400 летчиков. За успешное выполнение заданий и проявленное мужество 48 выпускникам присвоено звание Героя Советского Союза. В 1979 г. для работы с многоразовой космической системой «Бураном» в ЛИИ была создана группа летчиков-испытателей, двое из которых (И.П. Волк, А.С. Левченко) летали в космос. В настоящее время Государственный научный центр Российской Федерации «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» («ЛИИ им. М.М. Громова») – головная организация авиационной отрасли по летным исследованиям и испытаниям летательных аппаратов на всех этапах их жизненного цикла.

Выставка подготовлена по документам, находящимся на постоянном хранении в фондах РГАНТД и филиала РГАНТД в г. Самаре. На экспозиции представлены фотодокументы, а также текстовые документы (отчеты, записки, чертежи) по различным периодам истории отечественных ВВС – от их создания в 1912 году до конца 1970-х годов. Выставка знакомит с историей ВВС СССР и России по документам о боевых летчиках, летчиках-испытателях, конструкторах авиационной военной техники. Пользователям сайта предоставляется возможность ознакомиться с некоторыми ранее неопубликованными фотодокументами и другими документами по истории Военно-воздушных сил нашей страны.

Русский военный летчик П.Н. Нестеров - основоположник высшего пилотажа
Первые Герои Советского Союза
Арктические перелеты

Русский военный летчик П.Н. Нестеров – основоположник высшего пилотажа

Первые Герои Советского Союза

Арктические перелеты

А.Н. Туполев - Главный конструктор авиации дальнего действия
А.С. Яковлев - Главный конструктор истребительной авиации
П.В. Цыбин - Главный конструктор военно-транспортных планеров

А.Н. Туполев – Главный конструктор авиации дальнего действия

А.С. Яковлев – Главный конструктор истребительной авиации

П.В. Цыбин – Главный конструктор военно-транспортных планеров

Амет-хан Султан
Анохин Сергей Николаевич
Береговой Георгий Тимофеевич

Амет-хан Султан

Анохин Сергей Николаевич

Береговой Георгий Тимофеевич

Бурцев Федор Иванович
Васин Валентин Петрович
Верников Яков Ильич

Бурцев Федор Иванович

Васин Валентин Петрович

Верников Яков Ильич

Галлай Марк Лазаревич
Гарнаев Юрий Александрович
Ильюшин Владимир Сергеевич

Галлай Марк Лазаревич

Гарнаев Юрий Александрович

Ильюшин Владимир Сергеевич

Комаров Василий Архипович
Машковский Степан Филиппович
Опадчий Федор Федорович

Комаров Василий Архипович

Машковский Степан Филиппович

Опадчий Федор Федорович

Пронякин Владимир Михайлович
Шиянов Георгий Михайлович
Щербаков  Александр Александрович

Пронякин Владимир Михайлович

Шиянов Георгий Михайлович

Щербаков Александр Александрович

В начало страницы